Пэн, Иегуда Моисеевич — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 36 промежуточных версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Pen-avtoportret-1922.jpg|thumb|И. М. Пэн. Автопортрет. 1922]]
 
[[Файл:Pen-avtoportret-1922.jpg|thumb|И. М. Пэн. Автопортрет. 1922]]
'''Иегуда Моисеевич Пэн''' ''(Пен; варианты имени — Юдель, Юрий; отчества — Мойшевич, Мовшевич)''  (24 мая (5 июня) 1854 — 1 марта 1937) — еврейский и белорусский живописец, педагог. Известен как первый учитель [[Марк Шагал|Марка Шагала]].
+
'''Юрий Моисеевич Пэн''' ''(Пен; варианты имени — Иегуда, Юдель; отчества — Мойшевич, Мовшевич)''  (24 мая (5 июня) 1854 — 1 марта 1937) — первый витебский живописец-профессионал. Основатель первой на территории Беларуси общедоступной художественной школы, в которой начинали множество художников, самый известный — [[Марк Шагал]].
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 +
Иегуда Пэн был младшим ребёнком в многодетной еврейской семье из города Ново-Александровск Ковенской губернии (ныне г. Зарасай в Литве). Отец Мовша Гершонович Пэн (1819—1858) выставлялся кандидатом в городскую управу, ему принадлежал собственный деревянный дом. Мать — Цивка Пэн (1820—?).
  
Иегуда Пэн родился в бедной еврейской многодетной семье в городе Ново-Александровск Ковенской губернии (ныне г. Зарасай в Литве). Отец умер, когда мальчику было 4 года.  
+
Иегуда с 1867 года в городе Двинске [[Витебская губерния|Витебской губернии]] (сейчас г. Даугавпилс, Латвия) работал подмастерьем маляра, занимавшегося изготовлением вывесок. В 1881 — 1886 годах вольнослушатель, а позже студент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, учился у П. Чистякова и Н. Лаверецкого. Не сдав экзамены по общеобразовательным предметам (тогда он еще плохо говорил по-русски) получил диплом «неклассного» художника.
  
Иегуда с ранних лет проявлял интерес к рисованию. С 1867 года в городе Двинске [[Витебская губерния|Витебской губернии]] (сейчас г. Даугавпилс, Латвия) работал подмастерьем маляра, занимавшегося изготовлением вывесок. В 1881 — 1886 годах вольнослушатель, а позже студент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, учился у П. Чистякова и Н. Лаверецкого. Не сдав экзамены по общеобразовательным предметам (тогда он еще плохо говорил по русски) получил диплом «неклассного» художника.
+
В 1886 году молодой художник переехал в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который в 1888 году пригласил его в свое имение недалеко от Крейцбурга<ref name="Krustpils">С 1917 года Крустпилс. До 1920 года входил в [[Витебская губерния|Витебскую губернию]]</ref> Он прожил там до 1896 года, считая этот период потерянным для творчества, поскольку писал портреты в основном по фотографиям.
  
В 1886 году молодой художник поехал в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который в 1888 году пригласил его в свое имение недалеко от Крейцбурга (ныне г. Екабпилс, Латвия) Он прожил там до 1896 года, считая этот период потерянным для творчества, поскольку писал портреты в основном по фотографиям.
+
Гостивший у барона Корфа [[губернаторы|витебский губернатор]] [[Левашов, Владимир Александрович|Левашов]] обратил внимание на работы Пэна, пригласил его в свой город и предложил ряд заказов. В 1898 году Пэн переехал в Витебск и некоторое время жил в доме губернатора. С октября 1898 г. в доме Беленького на Большой Могилевской улице начала действовать частная школа рисования и живописи Ю.М. Пэна. Школа неоднократно меняла свое местонахождение: с осени 1900 г. - дом Дроздовской на Задуновской улице; с осени 1901 г. - дом Глезермана на Смоленской улице; с осени 1904 г. - дом Гинзбурга в Бибкином переулке; с августа 1906 г. - дом Вишняка на Соборной площади. И наконец, с осени 1910 г. Пэн обосновался в доме Слуцкого на [[Гоголевская улица|Гоголевской улице]], где и проживал до своей смерти. [[Зейлерт, Валентин Карлович|''В. Зейлерт'']], учившийся у Пэна с осени 1919, писал: «Квартира и мастерская Ю. М. Пэна помещались на втором этаже красного кирпичного дома по [[Гоголевская улица|Гоголевской улице]] около старицы [[Витьба|Витьбы]] - [[Овраг Замкового ручья|Замкового ручья]]. С лестничной клетки дверь вела в маленькую прихожую, из которой прямо шел узкий темный коридор в жилые комнаты и личную мастерскую Ю.М. Пэна, а дверь налево – в большую мастерскую с двумя окнами и дверью на балкон, выходящей на Гоголевскую улицу. <... > жилая комната Ю.М. Пэна представляла собой полутемную столовую.»</ref> на [[Гоголевская улица|Большой Могилёвской (позднее, [[Гоголевская улица|Гоголевской улице]])]] возле [[площадь Свободы|Соборной площади]].  
  
В 1896 году Пэн поселился в Витебске<ref name="gub"> Гостивший у барона Корфа витебский губернатор Левашов обратил внимание на работы Пэна, пригласил его в свой город и предложил ряд заказов</ref> в квартире из двух комнат<ref name="kv">В. Зейлерт, учившийся у Пэна в 1917 г., писал: «Квартира и мастерская Ю.М. Пэна помещались на втором этаже красного кирпичного дома по Гоголевской улице около старицы Витьбы - Замкового ручья. С лестничной клетки дверь вела в маленькую прихожую, из которой прямо шел узкий темный коридор в жилые комнаты и личную мастерскую Ю.М. Пэна, а дверь налево – в большую мастерскую с двумя окнами и дверью на балкон, выходящей на Гоголевскую улицу. <... > жилая комната Ю.М. Пэна представляла собой полутемную столовую.»</ref> на [[улица Ленина|Гоголевской улице]] возле [[площадь Свободы|Соборной площади]].  
+
19 ноября 1897 года Пэн, благодаря поддержке губернатора Левашова, получил разрешение на открытие в Витебске частной школы рисования, первой на территории современной Беларуси. Фактически это оказалось первое еврейское художественное учебное заведение в России. Благодаря покровительству Адольфа Левинсона, директора акционерного общества «[[Левенбрей]]», владельца пивоваренного завода, Пэн мог бесплатно обучать многих учеников. Мастерскую посещало от десяти до двадцати пяти человек, которые занимались от одного до шести месяцев. Школа позволяла местным молодым художникам, порой бедным, изучать основы рисунка и живописи, а затем поступать в крупнейшие академии обеих столиц. Согласно рекламному объявлению учеба не требовала предварительной подготовки.
  
19 ноября 1897 года в своей квартире художник открыл<ref name="mast">Покидая в 1896 году Крейцбург, художник предполагал обосноваться в Санкт-Петербурге, поскольку в марте получил паспорт и право на постоянное местожительство в столице, тем не менее благодаря поддержке Левашова и под активным влиянием своих новых витебских друзей он добился разрешения местных властей на открытие в городе частной студии рисования.</ref> первую на территории современной Беларуси художественную школу-студию (вывеска гласила «Школа рисования и живописи художника Пена»). Также это было первое еврейское художественное училище в России. Благодаря покровительству Адольфа Ливенсона, директора акционерного общества «Левинпрэй», владельца пивоваренного завода, Пэн мог бесплатно обучать многих учеников. Мастерскую посещало от десяти до двадцати пяти человек, которые занимались от одного до шести месяцев. Школа позволяла местным молодым художникам, порой бедным, изучать основы рисунка и живописи, а затем поступать в крупнейшие академии обеих столиц. Согласно рекламному объявлению учеба не требовала предварительной подготовки.
+
Уникальность школы Пэна в беспрецедентно большом количестве первоклассных художников, которые начинали учиться у этого провинциального, мало кому известного за пределами Витебска педагога. Как правило у лидера-наставника ученики разрабатывают художественные концепции, стиль Учителя, можно сказать, являются эпигонами. У Пэна все ученики шли своим путём, не похожим ни на работы самого Юрия Пэна, ни друг на друга. Многие из них отрицая впоследствии живопись учителя и придерживаясь совершенно иных художественных взглядов, тем не менее до конца дней хранили глубокую признательность Пэну, своему крестному отцу в искусстве.
 +
{{начало цитаты|источник=Поздравительное письмо от Марка Шагала. 14 сентября 1921}}Мы не ослеплены. Какая бы крайность не кинула нас в области искусства далеко от Вас по направлению, — Ваш образ честного труженика-художника и первого учителя все-таки велик<ref name="kiedi">Впервые опубликовано в «Вечерней газете» Витебск, 1921, № 18, 24 сентября</ref>{{конец цитаты}}
  
Через школу Пэна прошло около сотни учеников, некоторые из которых стали мастерами мирового уровня ([[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]], [[Цадкин, Осип Алексеевич|Осип Цадкин]], [[Эль Лисицкий]]), другие состоялись как видные художники и скульпторы ([[Мазель, Илья Моисеевич|Илья Мазель]], [[Зевин, Лев Яковлевич|Лев Зевин]], [[Фрумак, Рувим Соломонович|Рувим Фрумак]], [[Юдовин, Соломон Борисович|Соломон Юдовин]], [[Мещанинов, Оскар Самойлович |Оскар Мещанинов]], [[Минин, Ефим Семёнович|Ефим Минин]], [[Лейтман, Лев Маркович|Лев Лейтман]], [[Гаспар, Леон Максимович|Гаспар Леон (Лейб Шульман)]], [[Якерсон, Давид Аронович|Давид Якерсон]]).<ref name="st">С формальной точки зрения, Пэну не удалось навязать всем ученикам свою собственную стилистику. Как хороший педагог он не стремился гасить их приверженность тому или иному художественному выбору, а старался пробудить желание к творчеству, предоставляя после краткого вводного курса полную свободу в обретении собственной манеры.</ref>
+
Через школу Пэна прошло около сотни учеников, некоторые из которых стали мастерами мирового уровня ([[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]], [[Цадкин, Осип Алексеевич|Осип Цадкин]], [[Эль Лисицкий]]), другие состоялись как видные художники и скульпторы ([[Мазель, Илья Моисеевич|Илья Мазель]], [[Зевин, Лев Яковлевич|Лев Зевин]], [[Фрумак, Рувим Соломонович|Рувим Фрумак]], [[Юдовин, Соломон Борисович|Соломон Юдовин]], [[Мещанинов, Оскар Самойлович |Оскар Мещанинов]], [[Минин, Ефим Семёнович|Ефим Минин]], [[Лейтман, Лев Маркович|Лев Лейтман]], [[Гаспар, Леон Максимович|Гаспар Леон (Лейб Шульман)]], [[Якерсон, Давид Аронович|Давид Якерсон]]), архитектор [[Меерзон, Иосиф Айзикович|Иосиф Меерзон]].<ref name="st">С формальной точки зрения, Пэну не удалось навязать всем ученикам свою собственную стилистику. Как хороший педагог он не стремился гасить их приверженность тому или иному художественному выбору, а старался пробудить желание к творчеству, предоставляя после краткого вводного курса полную свободу в обретении собственной манеры.</ref>
  
Школа Пэна дала толчок развитию художественной жизни Витебска. В 1907, 1908, 1914 годах были организованы выставки художника и его учеников.
+
Школа Пэна дала толчок развитию художественной жизни не только Витебска, но и всей тогдашней Белоруссии. В 1907, 1908, 1914 годах были организованы выставки художника и его учеников.
  
 
В середине 1919 года [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагал]] пригласил своего учителя заниматься новичками в подготовитель­ных классах в [[Витебское Народное художественное училище|Народном художественном училище]], и студия мастера становится своеобразным филиалом училища. (Живописно-рисовальные классы он проводил в своей мастерской)
 
В середине 1919 года [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагал]] пригласил своего учителя заниматься новичками в подготовитель­ных классах в [[Витебское Народное художественное училище|Народном художественном училище]], и студия мастера становится своеобразным филиалом училища. (Живописно-рисовальные классы он проводил в своей мастерской)
  
Осенью 1922, года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте Ю. Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления.  
+
Осенью 1922, года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте Ю. Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления. <br />
Ущел он оттуда осенью 1923 года, вместе с группой преподавателей и студентов, протестуя против методов нового руководства и переезда техникума в неприспособленное здание на [[Улица Суворова|ул.Володарского.]]
+
В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на [[Улица Марка Шагала|Бухаринской улице]] в неприспособленное здание Любавичской синагоги ([[Улица Суворова|улице Володарского]], 15). <br />
 +
Ректор [[Гаврис, Иван Трофимович|И. Гаврис]] был уволен, а директором техникума назначен скульптор из [[Велижский уезд|Велижа]] [[Керзин, Михаил Аркадьевич|Михаил Керзин]]. Он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Б. Юдовин]], [[Минин, Ефим Семёнович|Е. С.Минин]] и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
  
В 1927 году Юрию Пэну присуждено звание Заслуженного еврейского художника.
+
В 1927 году по случаю 30-летия открытия школы-студии Юрию Пэну присуждено звание Заслуженного еврейского художника.
 
+
В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года Иегуда Моисеевич Пэн был убит неизвестными в своей квартире. Похоронен на [[Старосемёновское кладбище|Старосемёновском кладбище]] Витебска.
+
  
 +
В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года Юрий Моисеевич Пэн был убит в своей квартире. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством. Похоронен на [[Старосемёновское кладбище|Старосемёновском кладбище]] Витебска.
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
 
 
Художественное наследие Юделя Пэна составляет более 800 картин, эскизов, рисунков.  
 
Художественное наследие Юделя Пэна составляет более 800 картин, эскизов, рисунков.  
  
Строка 36: Строка 37:
  
 
== Память ==
 
== Память ==
 +
* В 1992 году на могиле Пэна был установлен памятник (скульптор [[Гвоздиков, Александр Николаевич|А. Гвоздиков]])
 +
* [[Мемориальные доски|Мемориальная доска]], на месте дома ([[улица Ленина]], 28) в котором жил художник. Открыта 1 марта 2007 года, в годовщину его гибели.
 
* Фильм «Юдель Пэн. Смертельная нагота» (2011) Россия, ТК «Культура»; Режиссер Сергей Ховенко; Продолжительность: 00:52:20.  
 
* Фильм «Юдель Пэн. Смертельная нагота» (2011) Россия, ТК «Культура»; Режиссер Сергей Ховенко; Продолжительность: 00:52:20.  
  
Строка 43: Строка 46:
 
== Галерея ==
 
== Галерея ==
 
<gallery>
 
<gallery>
 +
Файл:Vyistavka-1899.png|В зале Художественной выставки 1899 г. Стоят слева направо: профессор живописи [[Клевер, Юлий Юльевич|Ю.Ю. Клевер]] (отец), Ю.Ю. Клевер (сын), инженер А.А. Павловский, адвокат [[Теодорович, Генрих Адольфович|'''Г.А. Теодорович''',]] Ю.М. Пэн. Витебск. Гостиница Кушнера.
 
Файл:Pen-1905.jpg|И. Пэн. 1905
 
Файл:Pen-1905.jpg|И. Пэн. 1905
 
Файл:Studia 1917.jpg|В школе И.Пэна. 1917
 
Файл:Studia 1917.jpg|В школе И.Пэна. 1917
Файл:Yakerson pen.jpg | И.Пэн, Д.Якерсон Е.Кабищер-Якерсон. Москва, мастерская Д.Якерсона. 1929(?)
+
Файл:Yakerson pen.jpg | И.Пэн, [[Якерсон, Давид Аронович|Д.Якерсон]] Е.Кабищер-Якерсон. Москва, мастерская Д.Якерсона. 1929(?)
Файл:Pen-shagal.jpg|Портрет Марка Шагала
+
Файл:Pen-shagal.jpg|Портрет [[Марк Шагал|Марка Шагала]]
 +
Файл:Pen. Ulitsa v Vitebske.jpg|«Улица в Витебске» 1890-е годы. [[Художественный музей|Витебский Художественный музей]]. Вид из [[Толкучий переулок|Толкучего переулка]] на здание [[Ратуша|ратуши]]
 +
Файл:Dukhovskoy ravineі (J. Pen, 1907).jpg| Духовской овраг. 1907 год
 
Файл:Pen-chasovschik.jpg|«Часовщик»
 
Файл:Pen-chasovschik.jpg|«Часовщик»
 
Файл:Pen-za-gazetoy.jpg|«За газетой»
 
Файл:Pen-za-gazetoy.jpg|«За газетой»
 
Файл:Pen-pismo-iz-ameriki.jpg|«Письмо из Америки»
 
Файл:Pen-pismo-iz-ameriki.jpg|«Письмо из Америки»
 
Файл:Pen-portret-neizvestnoy-v-shlyape-s-vualu.jpg|«Портрет неизвестной в шляпе с вуалью»
 
Файл:Pen-portret-neizvestnoy-v-shlyape-s-vualu.jpg|«Портрет неизвестной в шляпе с вуалью»
Файл:Pen-cirk-etud.jpg|«Цирк. Этюд»
+
Файл:Pen Turzhansky.jpg| «Портрет И. А. Туржанского». 1919 На балконе квартиры-студии Пэна
Файл:Pen-melnica-na-vidbe.jpg|«Мельница на Видьбе»
+
Файл:Pen-cirk-etud.jpg|«[[Яма|Цирк]]. Этюд»
Файл:Pen-u-vodokachki.jpg|«У водокачки»
+
Файл:Melnica Pen.jpg|«[[Водяные мельницы|Мельница]] на [[Витьба|Видьбе]]». 1916-1919
Файл:Pen-ulica-marka-1999.jpg|«Улица в Витебске». Почтовая марка, 1999.
+
Файл:Pen-u-vodokachki.jpg|«У [[История витебского водопровода|водокачки]]»
Файл:Starosemen-pen.jpg|Могила Пэна на Старосемёновском кладбище
+
Файл:Zarya Zapada-1925.jpg| «Еврей—сапожник» 1925 («[[Заря Запада]]»)
 +
Файл:Pen body March 1 1937.jpeg|Тело Пэна, обнаруженное 1 марта 1937 года
 +
Файл:Pen-ulica-marka-1999.jpg|«Улица в Витебске». [[Почта|Почтовая]] марка, 1999.
 +
Файл:Bykov pen.jpg| Открытие памятника Пэну на [[Старосемёновское кладбище|Старосемёновском кладбище]]. Слева направо: писатель [[Быков, Василь Владимирович|Василь Быков]], поэт Рыгор Бородулин, глава управления культуры Виктор Кибисов, скульптор [[Гвоздиков, Александр Николаевич|Александр Гвоздиков]]. 1992 год
 +
Файл:Starosemen-pen.jpg|Памятник на могиле Пэна.[[Старосемёновское кладбище]]
 +
Файл:Pen.jpg|[[Мемориальные доски|Мемориальная доска]]. [[Улица Ленина]], 30. Скульптор [[Казак, Иван Владимирович|И. Казак]].
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 64: Строка 75:
 
* http://www.mjcc.ru/Galereia_MEOC/Pen_Iegyda/index.htm
 
* http://www.mjcc.ru/Galereia_MEOC/Pen_Iegyda/index.htm
 
* Ле Фоль, Клер Витебская художественная школа (1897―1923) : зарождение и расцвет в эпоху Ю. Пэна, М. Шагала и К. Малевича — Минск : Пропилеи, 2007 — ISBN 9789856329725 9856329728
 
* Ле Фоль, Клер Витебская художественная школа (1897―1923) : зарождение и расцвет в эпоху Ю. Пэна, М. Шагала и К. Малевича — Минск : Пропилеи, 2007 — ISBN 9789856329725 9856329728
 +
* [http://chagal-vitebsk.com/node/60 Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С.110-111.]
 +
* [https://www.academia.edu/44005005/2009_MKAV_11_PEN_RGALI Шишанов, В. Материалы о Ю. М. Пэне в РГАЛИ / В. Шишанов. // Малевич. Классический авангард. Витебск — 11: [альманах / ред. Т. Котович]. — Минск: Экономпресс, 2009. — С.42-55.]
 +
* Изобразительное искусство Витебска 1918—1923 гг. в местной периодической печати : библиограф. указ. и тексты публ. / сост. В. А. Шишанов. — Минск : Медисонт,2010. — 264 с.
 +
* Мясоедова, С.Н. [https://www.academia.edu/53021161/2021_Vitebski_krai_6_Pen Школа Юрия Пэна: дата открытия и адреса / С.Н. Мясоедова, В.А. Шишанов] // Віцебскі край: матэрыялы VІ Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Віцебскі край», прысвечанай 75-годдзю Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне, 19 лістапада 2020 г., Віцебск / рэдкал.: Т.М. Адамян (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Нацыянальная бібліятэка Беларусі, 2021. – Т. 6. – С. 326–333, 430–431.
 +
* Шишанов, В.А. [https://www.academia.edu/38389122/2018_Шишанов_Пэн_штрихи.pdf Юрий Пэн: штрихи к биографии] / В.А. Шишанов // Современные проблемы развития художественного образования и визуальных искусств» (к 100-летию Витебского народного художественного училища): материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 20–21 декабря 2018 г. – Витебск, 2018. – С. 7–10.
 +
* [http://mishpoha.org/arkhivarius/699-shtrikhi-k-biografii-yuriya-pena Шишанов, В.А. Штрихи к биографии Юрия Пэна]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 +
[[Категория:Ученые, педагоги]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 +
[[Категория:Витебский ренессанс]]
 +
[[Категория:Художники и скульпторы]]
 +
[[Категория:Жившие в Витебске]]
 +
[[Категория:Умершие в Витебске]]

Текущая версия на 23:27, 8 августа 2023

И. М. Пэн. Автопортрет. 1922

Юрий Моисеевич Пэн (Пен; варианты имени — Иегуда, Юдель; отчества — Мойшевич, Мовшевич) (24 мая (5 июня) 1854 — 1 марта 1937) — первый витебский живописец-профессионал. Основатель первой на территории Беларуси общедоступной художественной школы, в которой начинали множество художников, самый известный — Марк Шагал.

Биография

Иегуда Пэн был младшим ребёнком в многодетной еврейской семье из города Ново-Александровск Ковенской губернии (ныне г. Зарасай в Литве). Отец Мовша Гершонович Пэн (1819—1858) выставлялся кандидатом в городскую управу, ему принадлежал собственный деревянный дом. Мать — Цивка Пэн (1820—?).

Иегуда с 1867 года в городе Двинске Витебской губернии (сейчас г. Даугавпилс, Латвия) работал подмастерьем маляра, занимавшегося изготовлением вывесок. В 1881 — 1886 годах вольнослушатель, а позже студент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, учился у П. Чистякова и Н. Лаверецкого. Не сдав экзамены по общеобразовательным предметам (тогда он еще плохо говорил по-русски) получил диплом «неклассного» художника.

В 1886 году молодой художник переехал в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который в 1888 году пригласил его в свое имение недалеко от Крейцбурга[1] Он прожил там до 1896 года, считая этот период потерянным для творчества, поскольку писал портреты в основном по фотографиям.

Гостивший у барона Корфа витебский губернатор Левашов обратил внимание на работы Пэна, пригласил его в свой город и предложил ряд заказов. В 1898 году Пэн переехал в Витебск и некоторое время жил в доме губернатора. С октября 1898 г. в доме Беленького на Большой Могилевской улице начала действовать частная школа рисования и живописи Ю.М. Пэна. Школа неоднократно меняла свое местонахождение: с осени 1900 г. - дом Дроздовской на Задуновской улице; с осени 1901 г. - дом Глезермана на Смоленской улице; с осени 1904 г. - дом Гинзбурга в Бибкином переулке; с августа 1906 г. - дом Вишняка на Соборной площади. И наконец, с осени 1910 г. Пэн обосновался в доме Слуцкого на Гоголевской улице, где и проживал до своей смерти. В. Зейлерт, учившийся у Пэна с осени 1919, писал: «Квартира и мастерская Ю. М. Пэна помещались на втором этаже красного кирпичного дома по Гоголевской улице около старицы Витьбы - Замкового ручья. С лестничной клетки дверь вела в маленькую прихожую, из которой прямо шел узкий темный коридор в жилые комнаты и личную мастерскую Ю.М. Пэна, а дверь налево – в большую мастерскую с двумя окнами и дверью на балкон, выходящей на Гоголевскую улицу. <... > жилая комната Ю.М. Пэна представляла собой полутемную столовую.»</ref> на [[Гоголевская улица|Большой Могилёвской (позднее, Гоголевской улице)]] возле Соборной площади.

19 ноября 1897 года Пэн, благодаря поддержке губернатора Левашова, получил разрешение на открытие в Витебске частной школы рисования, первой на территории современной Беларуси. Фактически это оказалось первое еврейское художественное учебное заведение в России. Благодаря покровительству Адольфа Левинсона, директора акционерного общества «Левенбрей», владельца пивоваренного завода, Пэн мог бесплатно обучать многих учеников. Мастерскую посещало от десяти до двадцати пяти человек, которые занимались от одного до шести месяцев. Школа позволяла местным молодым художникам, порой бедным, изучать основы рисунка и живописи, а затем поступать в крупнейшие академии обеих столиц. Согласно рекламному объявлению учеба не требовала предварительной подготовки.

Уникальность школы Пэна в беспрецедентно большом количестве первоклассных художников, которые начинали учиться у этого провинциального, мало кому известного за пределами Витебска педагога. Как правило у лидера-наставника ученики разрабатывают художественные концепции, стиль Учителя, можно сказать, являются эпигонами. У Пэна все ученики шли своим путём, не похожим ни на работы самого Юрия Пэна, ни друг на друга. Многие из них отрицая впоследствии живопись учителя и придерживаясь совершенно иных художественных взглядов, тем не менее до конца дней хранили глубокую признательность Пэну, своему крестному отцу в искусстве.

Поздравительное письмо от Марка Шагала. 14 сентября 1921:

Мы не ослеплены. Какая бы крайность не кинула нас в области искусства далеко от Вас по направлению, — Ваш образ честного труженика-художника и первого учителя все-таки велик[2]


Через школу Пэна прошло около сотни учеников, некоторые из которых стали мастерами мирового уровня (Марк Шагал, Осип Цадкин, Эль Лисицкий), другие состоялись как видные художники и скульпторы (Илья Мазель, Лев Зевин, Рувим Фрумак, Соломон Юдовин, Оскар Мещанинов, Ефим Минин, Лев Лейтман, Гаспар Леон (Лейб Шульман), Давид Якерсон), архитектор Иосиф Меерзон.[3]

Школа Пэна дала толчок развитию художественной жизни не только Витебска, но и всей тогдашней Белоруссии. В 1907, 1908, 1914 годах были организованы выставки художника и его учеников.

В середине 1919 года М. Шагал пригласил своего учителя заниматься новичками в подготовитель­ных классах в Народном художественном училище, и студия мастера становится своеобразным филиалом училища. (Живописно-рисовальные классы он проводил в своей мастерской)

Осенью 1922, года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте Ю. Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления.
В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на Бухаринской улице в неприспособленное здание Любавичской синагоги (улице Володарского, 15).
Ректор И. Гаврис был уволен, а директором техникума назначен скульптор из Велижа Михаил Керзин. Он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.

В 1927 году по случаю 30-летия открытия школы-студии Юрию Пэну присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года Юрий Моисеевич Пэн был убит в своей квартире. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством. Похоронен на Старосемёновском кладбище Витебска.

Творчество

Художественное наследие Юделя Пэна составляет более 800 картин, эскизов, рисунков.

Центральное место в наследии художника занимает портретная живопись. В разные периоды жизни Пэн создал несколько автопортретов. Мастер часто писал портреты своих учеников, самым известным из которых стал портрет Марка Шагала (ок. 1915). Интересен портрет бывшего начальника витебской тюрьмы и художника-любителя И. А. Туржанского. В портретном жанре исполнены «Мужской портрет», «Часовщик», «Старый портной», «В тюрьме», «Письмо из Америки», «Еврейский раввин», «Старик с корзинкой (Шамес)», «За газетой» и др. Отдельной ветвью в портретном творчестве художника идут женские портреты (мастер называл их «хорошенькими головками»). Позировали мастеру витебские девушки. Некоторые работы художника исполнены в жанре городского пейзажа.

Большая часть работ Юделя Пэна проникнута еврейским национальным духом. В его картинах показан как быт евреев, так и мистически-религиозная сторона их жизни.

Память

  • В 1992 году на могиле Пэна был установлен памятник (скульптор А. Гвоздиков)
  • Мемориальная доска, на месте дома (улица Ленина, 28) в котором жил художник. Открыта 1 марта 2007 года, в годовщину его гибели.
  • Фильм «Юдель Пэн. Смертельная нагота» (2011) Россия, ТК «Культура»; Режиссер Сергей Ховенко; Продолжительность: 00:52:20.

Примечания

  1. С 1917 года Крустпилс. До 1920 года входил в Витебскую губернию
  2. Впервые опубликовано в «Вечерней газете» Витебск, 1921, № 18, 24 сентября
  3. С формальной точки зрения, Пэну не удалось навязать всем ученикам свою собственную стилистику. Как хороший педагог он не стремился гасить их приверженность тому или иному художественному выбору, а старался пробудить желание к творчеству, предоставляя после краткого вводного курса полную свободу в обретении собственной манеры.

Галерея

Источники