Марков монастырь — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Советский период)
(Галерея)
 
(не показано 18 промежуточных версии 2 участников)
Строка 4: Строка 4:
 
|zoom=17
 
|zoom=17
 
}}
 
}}
[[Файл:Kazanskaya-cerk-june2009.jpg|300px|right|thumb|Казанская церковь Маркова монастыря]]'''Свято-Троицкий Марков мужской монастырь''' — один из двух действующих православных монастырей (и единственный мужской) Витебска. Согласно легенде, основан неким Марком в XIV—XV веках.
+
[[Файл:Kazanskaya-cerk-june2009.jpg|thumb|[[Казанская церковь (Марков монастырь)|Казанская церковь]] Маркова монастыря]]'''Свято-Троицкий Марков мужской монастырь''' — один из двух действующих православных монастырей (и единственный мужской) Витебска. Согласно легенде, основан неким Марком в XIV—XV веках.
  
Расположен в юго-западной части города, на [[Марковщина|Марковщине]]. Адрес: [[улица Максима Горького]], 84-а.
+
Расположен в [[Первомайский район|Первомайском районе]], в юго-западной части города, на [[Марковщина|Марковщине]]. Адрес: [[улица Максима Горького]], 84-а.
  
 
== История ==
 
== История ==
 
 
По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк Земянин, владевший участком земли в 4 верстах от города построил на нём небольшую часовню. Марк стал жить при ней, и вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события — доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в XIV или XV веках. Согласно легенде, монастырь со временем пришёл в запустение.
 
По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк Земянин, владевший участком земли в 4 верстах от города построил на нём небольшую часовню. Марк стал жить при ней, и вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события — доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в XIV или XV веках. Согласно легенде, монастырь со временем пришёл в запустение.
  
В XVII веке православная церковь подвергалась угнетению со стороны униатов. В самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города.<ref name="">Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Том 6</ref> В 1633 году князь [[Лев-Самуил Огинский|Лев-Самуил Богданович Огинский]], тиун Троцкий (Трокский), с женой Софией, будучи православными, закладывают новый Марков (Марковский) монастырь: строят деревянную ''Троицкую церковь'' и кельи для монахов. А в 1638 (1642?) Лев Огинский грамотой закрепляет за монастырём имения ''Марково'' и ''Шидловщина'', купленные у Яна Киселя Загоранского и Мартина Шидловского. В 1651 году игуменом монастыря Каллистом Дорофеевичем Риторайским была построена деревянная ''Покровская церковь''<ref name="broshura">Брошюра «Свято-Троицкий Марков мужской монастырь», издание монастыря</ref>. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским, а те, в свою очередь, патриарху Константинопольскому.
+
В XVII веке в самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города<ref name="">Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Том 6</ref>. <br />
 +
 
 +
В решении комиссарского суда (22 января 1624) по делу о [[Витебское восстание горожан 1623|восстании витебских горожан]] против униатского архиепископа [[Иосафат Кунцевич|Иосафата Кунцевича]] среди тех, кто был с восставшими «одной мысли и одной воли помощником» упоминается и [[Кисели|Иван Кисель Дорогицкий]]. <br />
 +
В 1633 году Ян Кисель на своей загородной земле начинает постройку православной деревянной [[Троицкая церковь (Марков монастырь)|''Троицкой церкви'']]. <br />
 +
В 1635 году князь [[Огинский, Лев-Самуил Богданович|''Лев-Самуил Богданович Огинский'']] и его жена Зофия Яновна Белевичева основали '''Марков монастырь''' на земле составленной из двух купленных участков: 1) земянина Мартина Шидловского и его жены Марины Згоевской; 2) [[Кисели|Яна Киселя Загоранского]] и его жены Зофии Пипчанки. «гдѣ перво сего церковь черезъ пана Киселя поставлена была, а теперь черезъ насъ самихъ большая новая церковь и монастыръ заложоный есть»<ref name="mark">Фундушовая запись на основаніѳ Марковскаго монастыря, данная Самуиломъ Огинскимъ и его супругою. 6 августа 1642. / [[Витебская старина]] Т. 1</ref>. <br />
 +
Вероятно из-за этой церкви на земле [[Кисели|Яна Киселя]] полоцкий униатский архиепископ Антоний Селява написал воеводе протест (в марте 1636 года)<ref name="selaw">[[Витебская старина]] / Сост. и изд. [[Сапунов, Алексей Парфёнович|А. Сапунов]]. Т. 1. [[Витебская губернская типография|Тип. губ. правления]], 1883. С. 117, 118</ref>.
 +
 
 +
6 августа 1642 года князь [[Огинский, Лев-Самуил Богданович|Л. С. Огинский]] и его жена Зофия оформили фундушовую запись на основание Маркова монастыря. <br />
 +
В 1651 году игуменом монастыря Каллистом Дорофеевичем Риторайским была построена деревянная ''Покровская церковь''<ref name="broshura">Брошюра «Свято-Троицкий Марков мужской монастырь», издание монастыря</ref>. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским, а те, в свою очередь, патриарху Константинопольскому.
  
 
С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.
 
С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.
Строка 19: Строка 26:
  
 
=== Период активного строительства ===
 
=== Период активного строительства ===
[[Файл:Gravura.jpg|thumb|200px|left|Вид монастыря, до 1865 года]]
+
[[Файл:Gravura.jpg|thumb|Вид монастыря, до 1865 года]]
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь [[Симеон-Карл Огинский|Симеон-Карл Огинский]], сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная [[Троицкая церковь (Марков_монастырь)|церковь св. Троицы]]. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.
+
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь [[Симеон-Карл Огинский|Симеон-Карл Огинский]], сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная [[Троицкая церковь (Марков_монастырь)|церковь св. Троицы]]. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. [[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Троицкая церковь]], по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.
  
 
В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, [[Церковь святой Параскевы (Марков монастырь)|церковь св. Параскевы]]. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах<ref name="stat1884">Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год</ref>.
 
В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, [[Церковь святой Параскевы (Марков монастырь)|церковь св. Параскевы]]. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах<ref name="stat1884">Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год</ref>.
Строка 32: Строка 39:
 
Также в монастыре были построены: каменная двухъярусная (третий ярус построен в XIX веке) колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.
 
Также в монастыре были построены: каменная двухъярусная (третий ярус построен в XIX веке) колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.
  
В 1751 настоятель монастыря Серапион Пчелка, сам перейдя в унию, попытался перевести обитель в униатство, однако этому воспрепятствовала фундушевая грамота князя Льва Огинского, согласно которой монастырь должен был всегда оставаться православным, а также усилия следующего игумена Иакинфа Пелкинского<ref name="serg-pamkn1865">Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865</ref>. По другой версии, витебский униатский декан Казимир с шляхтой ворвались в монастырь, схватили игумена Серафима Кочета, монахов разогнали и монастырь на некоторое время перешёл в унию<ref name="bez-korn">Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. — СПб., 1855. </ref>. При попытке ввести монастырь в унию монастырь был разграблен, похищены ценные предметы, документы и привилеи. <ref name="tepl">Теплова В. А. Православная историко-культурная школа Беларуси конца XVIII - нач. XX вв.: генезис и традиции</ref>
+
В 1751 настоятель монастыря Серапион Пчелка, сам перейдя в унию, попытался перевести обитель в униатство, однако этому воспрепятствовала фундушевая грамота князя Льва Огинского, согласно которой монастырь должен был всегда оставаться православным, а также усилия следующего игумена Иакинфа Пелкинского<ref name="serg-pamkn1865">Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. [[Памятная книжка Витебской губернии]] на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865</ref>. По другой версии, витебский униатский декан Казимир с шляхтой ворвались в монастырь, схватили игумена Серафима Кочета, монахов разогнали и монастырь на некоторое время перешёл в унию<ref name="bez-korn">Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. — СПб., 1855. </ref>. При попытке ввести монастырь в унию монастырь был разграблен, похищены ценные предметы, документы и привилеи. <ref name="tepl">Теплова В. А. Православная историко-культурная школа Беларуси конца XVIII - нач. XX вв.: генезис и традиции</ref>
  
 
=== Российский период ===
 
=== Российский период ===
 
[[Файл:Markov monastyr.jpg|thumb|200px|right|До 1893 года]]
 
[[Файл:Markov monastyr.jpg|thumb|200px|right|До 1893 года]]
 
В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 — к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии.
 
В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 — к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии.
 +
 +
В 1784 году Марков мужской монастырь с деревней Слободка принадлежащий иегумену со братиею имел 22 двора, по ревизии мужеска пола душ 68, женского 71, земли всего 207 десятин<ref name="plan">[http://rgada.info/opisi/1354-opis_36-1/0021.jpg Экономические примечания] к плану [[Землеустройство|генерального межевания]] 1784 года</ref>. Монастырские владения начинались напротив устья [[Лучоса|Лучосы]] и заканчивались около Пилипова [[Ручьи|ручья]].
  
 
В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.
 
В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.
Строка 44: Строка 53:
 
В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.
 
В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.
  
В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек<ref name="kulagin">''Кулагін А. М.'' Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7</ref>.
+
В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из [[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Свято-Троицкой]], Свято-Покровской, [[Церковь святого Николая (Марков монастырь)|Свято-Николаевской]], [[Церковь святой Параскевы (Марков монастырь)|Свято-Параскевской]] церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек<ref name="kulagin">''Кулагін А. М.'' Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7</ref>.
  
 
=== Советский период ===
 
=== Советский период ===
  
С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. В 1918 году<ref name="kulagin" /> монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря (1920—1921)<ref name="kon"> уже в сентябре 1919 года, на территории Маркова монастыря был создан концентрационный лагерь, в число заключенных которого можно было попасть за безбилетный проезд на транспорте, самогоноварение, спекуляцию, дезертирство, проституцию, контрреволюционную агитацию, шпионаж, враждебное отношение к советской власти. Срок заключения устанавливался от нескольких месяцев до "даты окончания Гражданской войны, если таковая наступит". Абрамова И. Лагерь в монастыре</ref>. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.
+
С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. В 1918 году<ref name="kulagin" /> монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря (1920—1921)<ref name="kon"> уже в сентябре 1919 года, на территории Маркова монастыря был создан концентрационный лагерь, в число заключенных которого можно было попасть за безбилетный проезд на транспорте, самогоноварение, спекуляцию, дезертирство, проституцию, контрреволюционную агитацию, шпионаж, враждебное отношение к советской власти. Срок заключения устанавливался от нескольких месяцев до "даты окончания Гражданской войны, если таковая наступит". Абрамова И. Лагерь в монастыре</ref>.  
 +
 
 +
22 марта 1920 года монастырь был включен в «Список зданий города Витебска, подлежащих охране» (см. [[Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства]]). На заседании Комиссии 22 июня 1920 товарищ председателя [[Юренев, Сергей Николаевич|С. Юренев]] доложил о том, что несмотря на устройство концентрационного лагеря, церковные ценности были перенесены в ризницу и «находятся в хорошем состоянии». Юреневу было поручено составить описание монастыря с внешней стороны и со стороны внутреннего убранства; желательно скопировать надписи со святых картин, монастырских икон и надгробных памятников<ref name="mear">Протокол № 18 заседания Комиссии по охране памятников старины и предметов искусства от 22 июня 1920 г. (ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 2, л. 22).</ref>. Однако вскоре он сам был выслан ЧК в Тверь.
 +
 
 +
В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.
 +
 
 +
Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 5 июля 1926 года  «О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, объявленных государственным достоянием» «[[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Деревянная церковь]] Маркова Монастыря около Витебска» была включена в список из 94 белорусских памятников искусства, старины, быта и природы, в том числе 55 памятников архитектуры. (См. [[Охрана памятников историко-культурного и природного наследия]]) Но уже через несколько лет охраняемый памятник архитектуры был разрушен.
  
 
На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.
 
На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.
Строка 62: Строка 77:
 
== Галерея ==
 
== Галерея ==
 
<gallery>
 
<gallery>
Файл:Troizkaya-do1890.jpg|Троицкая церковь, до 1865 года
+
Файл:Vitebsk plan generalnogo mezhevaniya 1784.jpg|План [[Землеустройство|Генерального межевания]] 1784 года. Земли Маркова монастыря (владения игумена с братией) от А до В. Начинаются (?) напротив устья [[Лучоса|Лучосы]].
 +
Файл:Troizkaya-do1890.jpg|[[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Троицкая церковь]], до 1865 года
 
Файл:Markov-19vek-new.jpg|Вид монастыря, XIX век
 
Файл:Markov-19vek-new.jpg|Вид монастыря, XIX век
 
Файл:Markov-mon-strukov2.jpg|Марков мон. [[Струков, Дмитрий Михайлович|Д. Струков]], 1864
 
Файл:Markov-mon-strukov2.jpg|Марков мон. [[Струков, Дмитрий Михайлович|Д. Струков]], 1864
Файл:Troickaya-markov-mon-1866.jpg|Троицкая церковь. Худ. И. П. Трутнев. 1866 год.
+
Файл:Troickaya-markov-mon-1866.jpg|[[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Троицкая церковь]]. Худ. И. П. Трутнев. 1866 год.
Файл:Markov-mon-19v.jpg|Троицкая церковь, колокольня. 1864-67 гг. Худ. Д. М. Струков
+
Файл:Markov-mon-19v.jpg|[[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Троицкая церковь]], колокольня. 1864-67 гг. Худ. Д. М. Струков
 +
Файл:Plan.jpg|План монастыря 1901 года.
 
Файл:1057.jpg|Троицкая церковь, начало XX века
 
Файл:1057.jpg|Троицкая церковь, начало XX века
 
Файл:1059.jpg|Монастырский двор и колокольня, начало XX века
 
Файл:1059.jpg|Монастырский двор и колокольня, начало XX века
Файл:Cerk-troizy-markov-mon.jpg|Троицкая церковь, XX век(?)
+
Файл:Cerk-troizy-markov-mon.jpg|[[Троицкая церковь (Марков монастырь)|Троицкая церковь]], XX век(?)
Файл:Pjatenka.jpg|Церковь св. Параскевы Пятницы, кон. XIX — начало XX вв.
+
Файл:Pjatenka.jpg|[[Церковь святой Параскевы (Марков монастырь)|Церковь св. Параскевы Пятницы]], кон. XIX — начало XX вв.
 +
Файл:NikolaevskajaMarkov.jpg|[[Церковь святого Николая (Марков монастырь)|Николаевская церковь]] Маркова монастыря.
 +
Файл:KazanskajaMarkova.jpg|[[Казанская церковь (Марков монастырь)|Казанская церковь]], вид с северной стороны.
 +
Файл:NemcevaGora.jpg|[[Церковь святого Николая (Марков монастырь)|Николаевская церковь]] и Немцева гора.
 +
Файл:Doroga.jpg|На пути от [[Церковь святого Николая (Марков монастырь)|Никольской церкви]] к каменной монастырской ограде.
 +
Файл:Troickij.jpg|Летний собор в честь Пресвятой Троицы.
 
Файл:Monast-slobodka.jpg|Монастырская слободка (Марковщина), начало XX века
 
Файл:Monast-slobodka.jpg|Монастырская слободка (Марковщина), начало XX века
 +
Файл:Doroga v markov monastyir.jpg|Дорога в мужской Марков монастырь. Открытка. 1909 год.
 +
Файл:Viciebsk, Markaŭščyna(1912).jpg|Пристань у Маркова монастыря.
 
Файл:pristanMarkov.jpg|Пристань у Маркова монастыря.
 
Файл:pristanMarkov.jpg|Пристань у Маркова монастыря.
Файл:Markov-mon-kazanskaya-july2011.JPG|Казанская церковь, июль 2011
+
Файл:KazanChGard1932.jpg|Детский сад [[Двина (льнопрядильная фабрика)|льнопрядильной фабрики «Двина»]] на территории [[Казанская церковь (Марков монастырь)|Казанской церкви]]. 1932 г.
 +
Файл:Viciebsk, Markaŭščyna. (1941).jpg|Вид на Марковщину во времена немецкой оккупации
 +
Файл:NastojatelskiKorpus.jpg|Настоятельский корпус, 1950-е годы
 +
Файл:Markov monastyir Kazanskaya tserkov1950-e.jpg|[[Казанская церковь (Марков монастырь)|Казанская церковь]]. 1950-е годы
 +
Файл:Markov monastyir vorota Gorkogo 1950-e.jpg|Марков монастырь Выход на [[Улица Максима Горького|улицу Максима Горького]] 1950-е
 +
Файл:Markov monastyir vorota 1950-e.jpg|Ворота со стороны улицы Максима Горького. 1950-е
 +
Файл:Markov monast-1950-e.jpg|Марков монастырь. 1950-е
 +
Файл:Markov-mon-kazanskaya-july2011.JPG|[[Казанская церковь (Марков монастырь)|Казанская церковь]], июль 2011
 
Файл:Markov-mon-korpus-july2011.JPG|Корпус монастыря. Первый этаж здания, по всей видимости, дореволюционный.
 
Файл:Markov-mon-korpus-july2011.JPG|Корпус монастыря. Первый этаж здания, по всей видимости, дореволюционный.
 
Файл:Markov-mon-vhod.JPG|Вход на территорию монастыря
 
Файл:Markov-mon-vhod.JPG|Вход на территорию монастыря
 
Файл:Pano-markov-mon.jpg|Территория монастыря
 
Файл:Pano-markov-mon.jpg|Территория монастыря
Файл:NikolaevskajaMarkov.jpg|Николаевская церковь Маркова монастыря.
+
Файл:Markov Monastery 17.06.2017.jpg|Марков монастырь за корпусами [[Комбинат шелковых тканей|комбината шелковых тканей]]. Июнь 2017
Файл:KazanskajaMarkova.jpg|Казанская церковь, вид с северной стороны.
+
Файл:NemcevaGora.jpg|Николаевская церковь и Немцева гора.
+
Файл:Doroga.jpg|На пути от Никольской церкви к каменной монастырской ограде.
+
Файл:Troickij.jpg|Летний собор в честь Пресвятой Троицы.
+
Файл:NastojatelskiKorpus.jpg|Настоятельский корпус, 1950-е годы.
+
Файл:Plan.jpg|План монастыря 1901 года.
+
 
+
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 98: Строка 122:
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 
* ''Кулагін А. М.'' Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7  
 
* ''Кулагін А. М.'' Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7  
[[Категория:Храмы]]
+
[[Категория:Марков монастырь|*]]
 
[[Категория:Православные храмы]]
 
[[Категория:Православные храмы]]
 
[[Категория:Достопримечательности]]
 
[[Категория:Достопримечательности]]
 
[[Категория:Монастыри]]
 
[[Категория:Монастыри]]
 +
[[Категория:Православная епархия]]
 +
[[Категория:Огинские]]
 +
[[Категория:Марковщина]]
 +
[[Категория:Первомайский район]]

Текущая версия на 18:21, 24 апреля 2023

Найти на карте: Карта Визиком G Я

Казанская церковь Маркова монастыря
Свято-Троицкий Марков мужской монастырь — один из двух действующих православных монастырей (и единственный мужской) Витебска. Согласно легенде, основан неким Марком в XIV—XV веках.

Расположен в Первомайском районе, в юго-западной части города, на Марковщине. Адрес: улица Максима Горького, 84-а.

История

По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк Земянин, владевший участком земли в 4 верстах от города построил на нём небольшую часовню. Марк стал жить при ней, и вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события — доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в XIV или XV веках. Согласно легенде, монастырь со временем пришёл в запустение.

В XVII веке в самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города[1].

В решении комиссарского суда (22 января 1624) по делу о восстании витебских горожан против униатского архиепископа Иосафата Кунцевича среди тех, кто был с восставшими «одной мысли и одной воли помощником» упоминается и Иван Кисель Дорогицкий.
В 1633 году Ян Кисель на своей загородной земле начинает постройку православной деревянной Троицкой церкви.
В 1635 году князь Лев-Самуил Богданович Огинский и его жена Зофия Яновна Белевичева основали Марков монастырь на земле составленной из двух купленных участков: 1) земянина Мартина Шидловского и его жены Марины Згоевской; 2) Яна Киселя Загоранского и его жены Зофии Пипчанки. «гдѣ перво сего церковь черезъ пана Киселя поставлена была, а теперь черезъ насъ самихъ большая новая церковь и монастыръ заложоный есть»[2].
Вероятно из-за этой церкви на земле Яна Киселя полоцкий униатский архиепископ Антоний Селява написал воеводе протест (в марте 1636 года)[3].

6 августа 1642 года князь Л. С. Огинский и его жена Зофия оформили фундушовую запись на основание Маркова монастыря.
В 1651 году игуменом монастыря Каллистом Дорофеевичем Риторайским была построена деревянная Покровская церковь[4]. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским, а те, в свою очередь, патриарху Константинопольскому.

С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.

В 1657 году патриарх Никон дарит монастырю его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

Период активного строительства

Вид монастыря, до 1865 года

В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь Симеон-Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная церковь св. Троицы. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.

В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, церковь св. Параскевы. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах[5].

Единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Это каменная Покровская церковь (ныне переосвящена в Казанскую).

За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1730 (перестр. в 1856) году была построена деревянная Николаевская церковь.

На самом берегу Западной Двины, также существовала часовня в честь св. Николая. В народе она называлась ласково — именем Миколушки.[4]

Также в монастыре были построены: каменная двухъярусная (третий ярус построен в XIX веке) колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.

В 1751 настоятель монастыря Серапион Пчелка, сам перейдя в унию, попытался перевести обитель в униатство, однако этому воспрепятствовала фундушевая грамота князя Льва Огинского, согласно которой монастырь должен был всегда оставаться православным, а также усилия следующего игумена Иакинфа Пелкинского[6]. По другой версии, витебский униатский декан Казимир с шляхтой ворвались в монастырь, схватили игумена Серафима Кочета, монахов разогнали и монастырь на некоторое время перешёл в унию[7]. При попытке ввести монастырь в унию монастырь был разграблен, похищены ценные предметы, документы и привилеи. [8]

Российский период

До 1893 года

В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 — к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии.

В 1784 году Марков мужской монастырь с деревней Слободка принадлежащий иегумену со братиею имел 22 двора, по ревизии мужеска пола душ 68, женского 71, земли всего 207 десятин[9]. Монастырские владения начинались напротив устья Лучосы и заканчивались около Пилипова ручья.

В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.

В 1833 году монастырь отдан под юрисдикцию вновь открытой Полоцкой епархии.

В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.

В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек[10].

Советский период

С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. В 1918 году[10] монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря (1920—1921)[11].

22 марта 1920 года монастырь был включен в «Список зданий города Витебска, подлежащих охране» (см. Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства). На заседании Комиссии 22 июня 1920 товарищ председателя С. Юренев доложил о том, что несмотря на устройство концентрационного лагеря, церковные ценности были перенесены в ризницу и «находятся в хорошем состоянии». Юреневу было поручено составить описание монастыря с внешней стороны и со стороны внутреннего убранства; желательно скопировать надписи со святых картин, монастырских икон и надгробных памятников[12]. Однако вскоре он сам был выслан ЧК в Тверь.

В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.

Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 5 июля 1926 года «О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, объявленных государственным достоянием» «Деревянная церковь Маркова Монастыря около Витебска» была включена в список из 94 белорусских памятников искусства, старины, быта и природы, в том числе 55 памятников архитектуры. (См. Охрана памятников историко-культурного и природного наследия) Но уже через несколько лет охраняемый памятник архитектуры был разрушен.

На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.

После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже - шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой и хозяйственные корпуса, колокольня (её снесли в конце 1970-х).[13]

Восстановление монастыря

23 ноября 2000 года монастырь был восстановлен решением Святейшего Синода Белорусской Православной церкви. В последние годы реставрируется церковь Казанской иконы Божией Матери.

При монастыре действуют: библиотека и воскресная школа, трапезная для малоимущих, приют для бездомных.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Том 6
  2. Фундушовая запись на основаніѳ Марковскаго монастыря, данная Самуиломъ Огинскимъ и его супругою. 6 августа 1642. / Витебская старина Т. 1
  3. Витебская старина / Сост. и изд. А. Сапунов. Т. 1. Тип. губ. правления, 1883. С. 117, 118
  4. 1 2 Брошюра «Свято-Троицкий Марков мужской монастырь», издание монастыря
  5. Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год
  6. Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  7. Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. — СПб., 1855.
  8. Теплова В. А. Православная историко-культурная школа Беларуси конца XVIII - нач. XX вв.: генезис и традиции
  9. Экономические примечания к плану генерального межевания 1784 года
  10. 1 2 Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7
  11. уже в сентябре 1919 года, на территории Маркова монастыря был создан концентрационный лагерь, в число заключенных которого можно было попасть за безбилетный проезд на транспорте, самогоноварение, спекуляцию, дезертирство, проституцию, контрреволюционную агитацию, шпионаж, враждебное отношение к советской власти. Срок заключения устанавливался от нескольких месяцев до "даты окончания Гражданской войны, если таковая наступит". Абрамова И. Лагерь в монастыре
  12. Протокол № 18 заседания Комиссии по охране памятников старины и предметов искусства от 22 июня 1920 г. (ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 2, л. 22).
  13. http://vitebskbiker.info/guide/settlements/vitebsk/markovschina

Источники

  • Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7