Гаспар, Леон Максимович — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Leon Gaspard.jpeg|thumb]] | [[Файл:Leon Gaspard.jpeg|thumb]] | ||
− | '''Леон Максимович Гаспар''' (англ. ''Leon Schulman Gaspard''; собственно ''Шульман Лейб''; 2 марта 1882 | + | '''Леон Максимович Гаспар''' (англ. ''Leon Schulman Gaspard''; собственно ''Шульман Лейб''; 1 или 2 октября 1883 г. [по другим источникам указано 2 марта 1882 г.] – 21 февраля 1964 (Таос, Нью-Мексико, США) ) — американский живописец, ученик [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. Пэна]]. |
== Биография == | == Биография == | ||
+ | Художник всю жизнь сознательно мистифицировал свою биографию, поэтому многие даты и факты противоречивы и недостоверны. | ||
− | Родился в небогатой еврейской семье, | + | Родился в небогатой еврейской семье. Отец Шмуэль Шульман, мещанин из Уллы<ref name="ulla">Местечко, центр волости Лепельского уезда [[Витебская губерния|Витебской губернии]]</ref> был плотником. Мать Кира Абрам. <br /> |
+ | В октрябе 1898 года [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. М. Пэн]] открыл в Витебске частную школу рисования, Шульман был одним из его первых учеников и по мнению Пэна, одним из самых талантливых. <br /> | ||
+ | С 1899 или 1900 по 1904 г. Шульман учился в Одесском художественном училище. Здесь он познакомился с уроженцем [[Витебская губерния|Витебской губернии]] Абелем Пфеффманом.<br /> | ||
+ | В 1905 году на средства [[Тейтельбаум-Левинсон, Фрида Давыдовна|Адольфа Левинсона]] (витебского мецената, владельца [[Двинский бровар|пивоваренного завода «Бавария»]]) Шульман поехал в Париж, где вместе с Абелем Пфеффманом поступил в частную Академию художеств Жюлиана. Проучился два месяца (8 мая — 12 июня и 30 октября — 27 ноября 1905 года) у Марселя Баше и Эдуарда Тудуза. В 1906 году участвовал в выставке в галерее George Petit. | ||
В 1907 году участвовал в выставке в Витебске вместе с [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Пэном]], К. Н. Калем и Я. А. Павловской. Согласно каталогу выставки был представлен 89 полотнами и этюдами (больше даже, чем Пэн). Некоторые картины были отмечены как уже принятые в парижские салоны. Ранние произведения сюжетно напоминают работы Пэна – портреты бедных еврейских стариков и старух, картины с бродячими еврейскими музыкантами и сценами на рынке. Много лет спустя еврейские типы на его картинах уступили место образам сибирских мужиков и картинам заснеженной Сибири. | В 1907 году участвовал в выставке в Витебске вместе с [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Пэном]], К. Н. Калем и Я. А. Павловской. Согласно каталогу выставки был представлен 89 полотнами и этюдами (больше даже, чем Пэн). Некоторые картины были отмечены как уже принятые в парижские салоны. Ранние произведения сюжетно напоминают работы Пэна – портреты бедных еврейских стариков и старух, картины с бродячими еврейскими музыкантами и сценами на рынке. Много лет спустя еврейские типы на его картинах уступили место образам сибирских мужиков и картинам заснеженной Сибири. | ||
− | + | Вместе со своим другом Абелем Пфефферманом (Abel Pann) он выставлялся в галерее Maison des Arts в мае 1908 года. В октябре Шульман и Пфефферман отправились в Витебск, где выставили свои работы вместе с Пеном и Яниной Павловской. В феврале 1908 года Шульман выставлялся вместе с Пен, Павловской и Карлом Калем в Могилеве. | |
− | + | === Гаспар === | |
+ | В 1908 году Шульман познакомился с Эвлин Гаспер (''Evlyn Gasper''), дочерью богатой американской вдовы Евгении Уорд (''Eugenia Ward''), во время её посещения Парижа. Она вышла за него замуж, несмотря на возражения матери, 24 декабря 1908 года на гражданской церемонии в мэрии 14-го округа города Парижа. <br /> | ||
+ | В 1909 году он принимал участие в двух выставках в Париже, где начал прибавлять к фамилии Шульман, фамилию Гаспар - французский вариант фамилии жены. | ||
− | В | + | В 1912 году Лейб Шульман и Эвлин Гаспер приехали в Витебск. Здесь он официально перешел в православие, имя у крестного отца было Максим. С этого времени Шульман-Гаспар взял себе отчество «Максимович». 19 июля (по юлианскому календарю; 1 августа по григорианскому календарю) в [[Церковь Ильи Пророка|Ильинской церкви]] молодые обвенчались. <br /> |
− | + | Позже, живя в США, он использовал звучащую по-французски фамилию для создания вымышленной биографии, утверждая, что его отцом был Максим Гаспар, богатый купец французского происхождения, с которым юный Леон путешествовал в Сибирь. Эта новая биография потребовала новой девичьей фамилии для Эвлин, поскольку это могло поставить под сомнение правдивость утверждения ее мужа. Поэтому она начала использовать имя Адель [Adel(l)], которое было сокращенной версией девичьей фамилии ее матери, Адельманн. | |
− | В | + | Большую часть [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] провел во Франции. Послал семье в Витебск свою фотографию в военной форме, и впоследствии утверждал, что служил во французском авиационном полку. |
+ | === Жизнь в США === | ||
+ | В июле 1915 года он присоединился к своей жене в Соединенных Штатах, где она жила с мая 1915 года. В течение следующих двух лет пара проживала в Нью-Йорке, а затем переехала в Чикаго в 1918 году. В 1918 году , они посетили Таос, Нью-Мексико. Гаспар был очарован красотой этого маленького городка, расположенного у подножия гор Сангре-де-Кристо. Следующие два лета они проводят в Таосе, прежде чем осенью 1921 года поселиться там навсегда. В 1930 году они переехали в собственный дом, причудливое архитектурное сооружение, сочетающее в себе черты юго-западного дома из сырцового кирпича, готической церкви и большой печи, как в русской крестьянской избе. | ||
− | В 1960-е годы, благодаря усилиям жены, его картины стали | + | Леон и Эвлин совершили три трансатлантических путешествия: в Восточный Китай и Монголию в 1921 году, на Ближний Восток в 1926 году и в Северную Африку (Марокко, Алжир и Тунис) в 1932-33 годах. Каждое путешествие длилось около 5 месяцев, со дня отъезда из США до дня возвращения. Сам же Гаспар рассказывал о двух с половиной годах странствий по Китаю, Монголии и Тибету. |
+ | |||
+ | В 1956 пережил смерть жены. <br /> | ||
+ | В 1958 году женился на Доре Каминской, нью-йоркской художнице из семьи русских эмигрантов, которая стала его неутомимым пропагандистом и агентом. В 1959 совершил с ней свадебное путешествие в СССР, где после долгой разлуки повидался с братьями. | ||
+ | |||
+ | В 1960-е годы, благодаря усилиям жены, цены на его картины выросли, они стали более востребованы. | ||
== Галерея == | == Галерея == | ||
Строка 28: | Строка 41: | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
== Источники == | == Источники == | ||
− | + | * Ivanova, Elena (2023). Leon Schulman Gaspard: The Real Story. ISBN 978-1-63755-245-2. | |
* [http://www.artrz.ru/authors/1805237347/1804783340.html Димент Галина. «Гаспар Леон» Искусство и архитектура русского зарубежья] | * [http://www.artrz.ru/authors/1805237347/1804783340.html Димент Галина. «Гаспар Леон» Искусство и архитектура русского зарубежья] | ||
− | + | [[Категория:Ученики Пэна]] | |
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] | ||
[[Категория:Жившие в Витебске]] | [[Категория:Жившие в Витебске]] | ||
[[Категория:Художники и скульпторы]] | [[Категория:Художники и скульпторы]] |
Текущая версия на 21:38, 6 марта 2024
Леон Максимович Гаспар (англ. Leon Schulman Gaspard; собственно Шульман Лейб; 1 или 2 октября 1883 г. [по другим источникам указано 2 марта 1882 г.] – 21 февраля 1964 (Таос, Нью-Мексико, США) ) — американский живописец, ученик Ю. Пэна.
Биография
Художник всю жизнь сознательно мистифицировал свою биографию, поэтому многие даты и факты противоречивы и недостоверны.
Родился в небогатой еврейской семье. Отец Шмуэль Шульман, мещанин из Уллы[1] был плотником. Мать Кира Абрам.
В октрябе 1898 года Ю. М. Пэн открыл в Витебске частную школу рисования, Шульман был одним из его первых учеников и по мнению Пэна, одним из самых талантливых.
С 1899 или 1900 по 1904 г. Шульман учился в Одесском художественном училище. Здесь он познакомился с уроженцем Витебской губернии Абелем Пфеффманом.
В 1905 году на средства Адольфа Левинсона (витебского мецената, владельца пивоваренного завода «Бавария») Шульман поехал в Париж, где вместе с Абелем Пфеффманом поступил в частную Академию художеств Жюлиана. Проучился два месяца (8 мая — 12 июня и 30 октября — 27 ноября 1905 года) у Марселя Баше и Эдуарда Тудуза. В 1906 году участвовал в выставке в галерее George Petit.
В 1907 году участвовал в выставке в Витебске вместе с Пэном, К. Н. Калем и Я. А. Павловской. Согласно каталогу выставки был представлен 89 полотнами и этюдами (больше даже, чем Пэн). Некоторые картины были отмечены как уже принятые в парижские салоны. Ранние произведения сюжетно напоминают работы Пэна – портреты бедных еврейских стариков и старух, картины с бродячими еврейскими музыкантами и сценами на рынке. Много лет спустя еврейские типы на его картинах уступили место образам сибирских мужиков и картинам заснеженной Сибири.
Вместе со своим другом Абелем Пфефферманом (Abel Pann) он выставлялся в галерее Maison des Arts в мае 1908 года. В октябре Шульман и Пфефферман отправились в Витебск, где выставили свои работы вместе с Пеном и Яниной Павловской. В феврале 1908 года Шульман выставлялся вместе с Пен, Павловской и Карлом Калем в Могилеве.
Гаспар
В 1908 году Шульман познакомился с Эвлин Гаспер (Evlyn Gasper), дочерью богатой американской вдовы Евгении Уорд (Eugenia Ward), во время её посещения Парижа. Она вышла за него замуж, несмотря на возражения матери, 24 декабря 1908 года на гражданской церемонии в мэрии 14-го округа города Парижа.
В 1909 году он принимал участие в двух выставках в Париже, где начал прибавлять к фамилии Шульман, фамилию Гаспар - французский вариант фамилии жены.
В 1912 году Лейб Шульман и Эвлин Гаспер приехали в Витебск. Здесь он официально перешел в православие, имя у крестного отца было Максим. С этого времени Шульман-Гаспар взял себе отчество «Максимович». 19 июля (по юлианскому календарю; 1 августа по григорианскому календарю) в Ильинской церкви молодые обвенчались.
Позже, живя в США, он использовал звучащую по-французски фамилию для создания вымышленной биографии, утверждая, что его отцом был Максим Гаспар, богатый купец французского происхождения, с которым юный Леон путешествовал в Сибирь. Эта новая биография потребовала новой девичьей фамилии для Эвлин, поскольку это могло поставить под сомнение правдивость утверждения ее мужа. Поэтому она начала использовать имя Адель [Adel(l)], которое было сокращенной версией девичьей фамилии ее матери, Адельманн.
Большую часть Первой мировой войны провел во Франции. Послал семье в Витебск свою фотографию в военной форме, и впоследствии утверждал, что служил во французском авиационном полку.
Жизнь в США
В июле 1915 года он присоединился к своей жене в Соединенных Штатах, где она жила с мая 1915 года. В течение следующих двух лет пара проживала в Нью-Йорке, а затем переехала в Чикаго в 1918 году. В 1918 году , они посетили Таос, Нью-Мексико. Гаспар был очарован красотой этого маленького городка, расположенного у подножия гор Сангре-де-Кристо. Следующие два лета они проводят в Таосе, прежде чем осенью 1921 года поселиться там навсегда. В 1930 году они переехали в собственный дом, причудливое архитектурное сооружение, сочетающее в себе черты юго-западного дома из сырцового кирпича, готической церкви и большой печи, как в русской крестьянской избе.
Леон и Эвлин совершили три трансатлантических путешествия: в Восточный Китай и Монголию в 1921 году, на Ближний Восток в 1926 году и в Северную Африку (Марокко, Алжир и Тунис) в 1932-33 годах. Каждое путешествие длилось около 5 месяцев, со дня отъезда из США до дня возвращения. Сам же Гаспар рассказывал о двух с половиной годах странствий по Китаю, Монголии и Тибету.
В 1956 пережил смерть жены.
В 1958 году женился на Доре Каминской, нью-йоркской художнице из семьи русских эмигрантов, которая стала его неутомимым пропагандистом и агентом. В 1959 совершил с ней свадебное путешествие в СССР, где после долгой разлуки повидался с братьями.
В 1960-е годы, благодаря усилиям жены, цены на его картины выросли, они стали более востребованы.
Галерея
Картина «Русская улица» 1914 года напоминает Смоленскую улицу с костелом св. Антония и ратушей.
На картине «Сибирская свадьба» 1914 года изображена витебская церковь «Черная Троица»
Картина «Церковь зимой» (The Church in Winter) напоминает Успенский собор
Примечания
- ↑ Местечко, центр волости Лепельского уезда Витебской губернии
Источники
- Ivanova, Elena (2023). Leon Schulman Gaspard: The Real Story. ISBN 978-1-63755-245-2.
- Димент Галина. «Гаспар Леон» Искусство и архитектура русского зарубежья