Витебский ренессанс — различия между версиями
Vladimir (обсуждение | вклад) м (→Источники) |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Витебский ренессанс''' — условное название<ref name="kov">Это выражение пошло от российского искусствоведа Е. Ф. Ковтуна</ref> периода 1918—1922 годов, когда культурная жизнь Витебска переживала краткий расцвет и находилась в авангарде мирового искусства. | '''Витебский ренессанс''' — условное название<ref name="kov">Это выражение пошло от российского искусствоведа Е. Ф. Ковтуна</ref> периода 1918—1922 годов, когда культурная жизнь Витебска переживала краткий расцвет и находилась в авангарде мирового искусства. | ||
+ | <blockquote>В течение первых двух-трех месяцев после Октября в культурной жизни города происходило своеобразное накапливание сил, не находившее сразу четкого внешнего выражения. Но, начиная с февраля-марта 1918 года, будто какую-то плотину прорвало. К почти ежедневным политическим митингам и собраниям прибавились собрания и диспуты, посвященные самым различным отраслям культурной жизни. Оказалось, что всем есть дело до всего, вплоть до философии, музыки, живописи<ref name="ud">Юдин Г. Я. За гранью прошлых дней: Из воспоминаний дирижера. М., 1977. С. 8.</ref></blockquote> | ||
== Витебское Народное художественное училище == | == Витебское Народное художественное училище == | ||
{{main|Витебское Народное художественное училище|УНОВИС}} | {{main|Витебское Народное художественное училище|УНОВИС}} | ||
[[Файл:Unovis tramvay.jpg|thumb|250px|C 1920 по 1926 год витебские трамваи были расписаны участниками [[УНОВИС]] [[Коган, Нина Иосифовна|Н.Коган]] и А.Цетлин.]] | [[Файл:Unovis tramvay.jpg|thumb|250px|C 1920 по 1926 год витебские трамваи были расписаны участниками [[УНОВИС]] [[Коган, Нина Иосифовна|Н.Коган]] и А.Цетлин.]] | ||
− | + | В сентябре 1918 года '''[[Марк Шагал]]''' был назначен губернским уполномоченным по делам искусства. Он развернул бурную деятельность, не всегда встречавшую сочувствие городской общественности. В ноябре 1918 года М. Шагал энергично приступил к созданию Народного художественного училища. Его задачей было провозглашено «проведение в жизнь начала подлинного, революционного искусства, порывающего со старой рутиной академии»<ref name="de">Народное училище // [[Витебский Листок]]. 1918. № 1038б. 16 (3) ноября. </ref> <br /> | |
На следующий год в художественное училище был приглашен [[Малевич|Казимир Малевич]]. Он создаёт авангардное арт-объединение [[УНОВИС|«Утвердители нового искусства»]], радикальными идеями которого „заразилось“ всё училище. <br /> | На следующий год в художественное училище был приглашен [[Малевич|Казимир Малевич]]. Он создаёт авангардное арт-объединение [[УНОВИС|«Утвердители нового искусства»]], радикальными идеями которого „заразилось“ всё училище. <br /> | ||
Они украшали город, [[Витебский трамвай|трамваи]], делали постановки супрематического балета, оперы, устанавливали скульптуры в Витебске, выпускали альманахи. <br /> | Они украшали город, [[Витебский трамвай|трамваи]], делали постановки супрематического балета, оперы, устанавливали скульптуры в Витебске, выпускали альманахи. <br /> | ||
Строка 11: | Строка 12: | ||
== Витебский теревсат == | == Витебский теревсат == | ||
− | [[Театр революционной сатиры]] был новой формой агитационно-пропагандистского театра миниатюр. По примеру Витебска, подобные театры открылись в разных городах СССР. <br /> | + | '''[[Театр революционной сатиры]]''' был новой формой агитационно-пропагандистского театра миниатюр. По примеру Витебска, подобные театры открылись в разных городах СССР. <br /> |
В 1920 году театр поехал на гастроли в Москву. Благодаря успеху новой театральной формы, театр остался в Москве. <br /> | В 1920 году театр поехал на гастроли в Москву. Благодаря успеху новой театральной формы, театр остался в Москве. <br /> | ||
В 1922 году труппа Витебского теревсата стала основой нового театра Мейерхольда («Театр Революции», с 1954 года «Театр им. Маяковского»). | В 1922 году труппа Витебского теревсата стала основой нового театра Мейерхольда («Театр Революции», с 1954 года «Театр им. Маяковского»). | ||
== Музыкальная жизнь Витебска == | == Музыкальная жизнь Витебска == | ||
− | В 1918 году была открыта [[Витебский государственный музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского|Народная консерватория]] и организован Витебский симфонический оркестр. Возглавлял их [[Малько, Николай Андреевич|Николай Малько]] (С 1929 года приглашённый дирижёр и преподаватель в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне и других городах. С 1957 года возглавил созданный им симфонический оркестр в Сиднее (Австралия), носящий его имя.) | + | В 1918 году была открыта [[Витебский государственный музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского|'''Народная консерватория''']] и организован Витебский симфонический оркестр. Возглавлял их [[Малько, Николай Андреевич|'''Николай Малько''']] (С 1929 года приглашённый дирижёр и преподаватель в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне и других городах. С 1957 года возглавил созданный им симфонический оркестр в Сиднее (Австралия), носящий его имя.) |
== Бахтинский круг == | == Бахтинский круг == | ||
− | + | Петербургский интеллектуал [[Медведев, Павел Николаевич|Павел Медведев]], последний витебский городской голова, в 1918 году организует витебский Народный (Пролетарский) университет, издает «Записки Пролетарского университета», создает при университете «Общество свободной эстетики» и семинар по социологии. <br /> | |
− | Это было время его философского становления | + | В 1919 году в лекторскую коллегию из уездного Невеля переезжают философ [[Каган, Матвей Исаевич|Матвей Каган]] и филолог Лев Пумпянский. В подотдел искусств где уже работает [[Соллертинский, Иван Иванович|И. И. Соллертинский]], приглашён Валентин Волошинов. <br /> |
+ | В 1920 году вслед за своими невельскими товарищами в Витебск перебирается философ и литературовед [[Бахтин, Михаил Михайлович|'''Михаил Бахтин''']] и до 1924 года преподаёт в [[Витебский государственный музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского|Народной консерватории]], в [[Витебский государственный университет имени П. М. Машерова|Институте народного образования]], ведёт занятия в Витебской литературной студии, выступает с публичными лекциями.<br> | ||
+ | Это было время его философского становления. | ||
== Борьба с формализмом == | == Борьба с формализмом == |
Версия 18:01, 17 мая 2017
Витебский ренессанс — условное название[1] периода 1918—1922 годов, когда культурная жизнь Витебска переживала краткий расцвет и находилась в авангарде мирового искусства.
В течение первых двух-трех месяцев после Октября в культурной жизни города происходило своеобразное накапливание сил, не находившее сразу четкого внешнего выражения. Но, начиная с февраля-марта 1918 года, будто какую-то плотину прорвало. К почти ежедневным политическим митингам и собраниям прибавились собрания и диспуты, посвященные самым различным отраслям культурной жизни. Оказалось, что всем есть дело до всего, вплоть до философии, музыки, живописи[2]
Содержание
Витебское Народное художественное училище
- Основные статьи: Витебское Народное художественное училище, УНОВИС
В сентябре 1918 года Марк Шагал был назначен губернским уполномоченным по делам искусства. Он развернул бурную деятельность, не всегда встречавшую сочувствие городской общественности. В ноябре 1918 года М. Шагал энергично приступил к созданию Народного художественного училища. Его задачей было провозглашено «проведение в жизнь начала подлинного, революционного искусства, порывающего со старой рутиной академии»[3]
На следующий год в художественное училище был приглашен Казимир Малевич. Он создаёт авангардное арт-объединение «Утвердители нового искусства», радикальными идеями которого „заразилось“ всё училище.
Они украшали город, трамваи, делали постановки супрематического балета, оперы, устанавливали скульптуры в Витебске, выпускали альманахи.
Участвовали в выставках в Москве, Петрограде, Берлине. Филиалы УНОВИС были созданы в Смоленске, Москве, Перми, Саратове.
29 июля 1920 года Шагал уезжает из Витебска, а Малевич не только преподаёт, но и пишет книги, теоретически обосновывая свой метод.
Витебский теревсат
Театр революционной сатиры был новой формой агитационно-пропагандистского театра миниатюр. По примеру Витебска, подобные театры открылись в разных городах СССР.
В 1920 году театр поехал на гастроли в Москву. Благодаря успеху новой театральной формы, театр остался в Москве.
В 1922 году труппа Витебского теревсата стала основой нового театра Мейерхольда («Театр Революции», с 1954 года «Театр им. Маяковского»).
Музыкальная жизнь Витебска
В 1918 году была открыта Народная консерватория и организован Витебский симфонический оркестр. Возглавлял их Николай Малько (С 1929 года приглашённый дирижёр и преподаватель в Вене, Праге, Копенгагене, Лондоне и других городах. С 1957 года возглавил созданный им симфонический оркестр в Сиднее (Австралия), носящий его имя.)
Бахтинский круг
Петербургский интеллектуал Павел Медведев, последний витебский городской голова, в 1918 году организует витебский Народный (Пролетарский) университет, издает «Записки Пролетарского университета», создает при университете «Общество свободной эстетики» и семинар по социологии.
В 1919 году в лекторскую коллегию из уездного Невеля переезжают философ Матвей Каган и филолог Лев Пумпянский. В подотдел искусств где уже работает И. И. Соллертинский, приглашён Валентин Волошинов.
В 1920 году вслед за своими невельскими товарищами в Витебск перебирается философ и литературовед Михаил Бахтин и до 1924 года преподаёт в Народной консерватории, в Институте народного образования, ведёт занятия в Витебской литературной студии, выступает с публичными лекциями.
Это было время его философского становления.
Борьба с формализмом
Краткий витебский период интенсивного развития культуры был вскоре ликвидирован властями, как непролетарское и формальное искусство.
Симфонический оркестр, как чуждый народу, был распущен уже в 1921 году. В июне 1922 года Малевич с костяком УНОВИС переезжают в Петроград. Памятники Якерсона были разрушены в 1923 году за «формализм». В том же году за ненужностью был окончательно расформирован Музей современного искусства.
Витебский Художественно-практический институт и Народную консерваторию тогда же превратили в заурядные техникумы.
Только Бахтин оставался в Витебске до 1924 года[4].
«Витебский ренессанс» был стёрт из истории и забыт до конца существования Советского Союза.
Галерея
Примечания
- ↑ Это выражение пошло от российского искусствоведа Е. Ф. Ковтуна
- ↑ Юдин Г. Я. За гранью прошлых дней: Из воспоминаний дирижера. М., 1977. С. 8.
- ↑ Народное училище // Витебский Листок. 1918. № 1038б. 16 (3) ноября.
- ↑ в 1923-1924 годах Бахтин читал лекции по истории русской литературы двум подросткам - до 1922 года объявления о лекциях Пумпянского, Медведева, Бахтина, Кагана помещались в газетах и имели огромную аудиторию.
Источники
- Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X.