УНОВИС

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

УНОВИС, «Утвердители нового искусства» — творческое объединение в 1920-1923 годах, развивавшее идеи супрематизма, создано в Витебском Народном художественном училище.


17 января 1920 года учащиеся-последователи Казимира Малевича организовали "Группу молодых кубистов". 19 января они назвались "Молодые последователи нового искусства" (Молпосновис) . 28 января, когда в группу вошли и преподаватели училища она получила название "Последователи нового искусства" (Посновис). 14 февраля принято окончательное название УНОВИС. Манифест УНОВИС был опубликован в газете «Известия Витебского губернского совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» от 17 марта 1920 г.

Деятельностью Уновиса руководил Центральный творческий комитет (ЦТК). Малевич, Ермолаева, Коган, Лисицкий и Якерсон преподавали по разработанной Малевичем педагогической системе, которая в точности следовала его теории движения искусства от сезаннизма через кубизм и футуризм к супрематизму. Члены группы подписывали свои работы УНОВИС, поэтому неизвестно не только авторство, но точное число участников группы.

В августе 1920 года в Уновис входили: И. Байтин, Ф. Белостоцкая, О. Бернштейн, М. Векслер, Э. Волхонский, И. Гаврис, Григорович, Э.Гурович, В. Ермолаева, Л. Зевин, И. Зельдин, Л. Зуперман, Н.Иванова, Н. Коган, М. Кунин, М.Лерман, Л. Лисицкий, Е. Магарил, К. Малевич, Г. Носков, Е. Рояк, Д. Санников, Сифман, Н. Суетин, Л. Хидекель, Л. Циперсон, А. Цейтлин, И. Чашник, И. Червинка, Л. Юдин , Д. Якерсон.

Уже 6 февраля 1920 года в Латышском клубе участники УНОВИС показали постановку футуристической оперы «Победа над Солнцем» и «Супрематического балета»[1]. Художники не только создали декорации и костюмы, но сами выступали в качестве актеров и постановщиков.Спектаклю предшествовал митинг.[2] В июне 1920 г. был выпущен альманах «Уновис №1» со статьями, манифестами и декларациями. УНОВИС активно проводил оформление Витебска.

УНОВИС как объединение участвовал в 8 выставках: 3 в Витебске, 3 в Москве, одна в Берлине – «Первая выставка русского искусства», 1922 г. и одна в Петрограде – «Выставка художников всех направлений за пять лет», 1923 г.


В начале июня 1922 г. Малевич с костяком УНОВИС переезжают в Петроград. Именно Малевич с УНОВИС стали основой созданного в 1923 году Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа) (1923 — 1926 г.)

Галерея

Примечания

  1. «Впервые в мире. Участвуют 15 фигур. Танцы за ненадобностью отсутствуют»
  2. Выступали: Гаврис, Зуперман, Носков, П.Н. Медведев, Кунин
  3. Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[1]

Источники

  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 5. Скамарохі — Яшчур / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1987. — 703 с. — 9500 экз.
  • Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-ти т. Т. 4 / Редкол. П. У. Бровка (гл. редактор) и др. — Мн.: Гл. ред. БелСЭ, 1981. — Т. 4. — 712 с. — 50 000 экз.
  • Шишанов, Валерий Алексеевич. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918-1941) / Шишанов В. А. - Минск: Медисонт, 2007.
  • Шишанов В. «Витебские будетляне» (к вопросу об освещении театральных опытов Уновиса в витебской периодической печати) / В. Шишанов // Малевич. Классический авангард. Витебск - 12: [альманах / ред. Т. Котович]. - Минск: Экономпресс, 2010. - С.57-63.