Творческое объединение «Квадрат»

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 20:34, 28 июня 2022; Резонёр (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
ТО «Квадрат». Фото Игоря Барсукова

«Квадрат» (1987 – 1994) – творческое объединение художников, организовано 16.03.1987. В его задачу входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов русского авангарда и постмодернизма в художественной жизни Беларуси.

Члены объединения

В «Квадрат» вошли десять художников разных направлений (от беспредметного искусства до фигуративной живописи) и разных видов искусства: Александр Малей, Александр Досужев, Валерий Счастный, Николай Дундин, Александр Слепов, Валерий Чукин, Виктор Шилко, а также Татьяна и Юрий Руденко и Виктор Михайловский (до 1990).

Деятельность

Работа «Квадрата» строилась в форме акций и акций-выставок. Первой акцией стала выставка «Эксперимент» (1988), посвящённая 110-летию Казимира Малевича (Витебск), где кроме произведений членов Квадрата, была представлена и введена в экспозицию информация о Малевиче и Уновисе. В акции принимали участие члены группы «Плюралис» (Минск) и художники из Ленинграда. В фойе кинотеатра «Спартак» (ныне «Дом Кино») представлен перформанс Игоря Кашкуревича (Минск) «Воскрешение Казамира».

Затем последовали выставки-акции «Природа и культура», «Цветы и живопись», «Человек и Вселенная». Проводились совместные выставки с художниками андеграунда Минска, Москвы, Ленинграда. «Квадрат» представлял витебскую школу в Москве, Берлине, Варшаве, Теруэле (Испания). Художники «Квадрата» выставлялись в Италии, Финляндии, Южной Корее, Канаде, США, Израиле, Австралии. «Квадрат» прекратил свою деятельность 16.03.1994. Последняя акция - провеведение I Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность» (20.08 – 15.09. 1994 г.).

Произведения художников участников объединения приобретены Музеем современного искусства Сеула (Южная Корея), Нарвы (Эстония), музеем искусства Беларуси, а также частными коллекционерами Франции, США, Германии, Испании, Канады, Финляндии, России и Беларуси.

Хронология ключевых событий

Июль 1987 – первая выставка (Зал Союза художников БССР, Витебск).

Октябрь 1987 – выставка в Каунасе, Литва (Дом архитектора).

Июнь 1988 – участие в семинаре концептуального искусства (Нарва, Эстония).

Сентябрь 1988 – участие в экспериментальной выставке ленинградских художников (Дворец молодёжи «Юность», Ленинград).

Ноябрь 1988 – «Эксперимент». Выставка к 110-летию Казимира Малевича (Зал Союза художников БССР, Витебск).

Февраль 1989 – республиканская выставка, посвящённая памяти Казимира Малевича (Минск, Дворец искусств).

Июль 1989 – выставка-акция «Природа и культура» (Зал городского центра культуры и досуга, Витебск).

Октябрь 1989 – «Панорама». Первая республиканская выставка нетрадиционного искусства (Минск).

Июнь 1990 – выставка произведений художников ТО «Квадрат» (Музей современного искусства, Зелёна Гура, Польша).

Июль 1990 – выставка-акция «УНОВИС-70», посвящённая 70-летию УНОВИСа (Витебск, ул. Правды, 5).

Январь 1991 – коллективные инсталляции и фото-акция к выставке «Возвращение мастера», посвящённой Марку Шагалу (Витебск).

Май 1991 – «Бел-Арт». Панорама белорусского современного искусства (Зал современного искусства Норблина, Варшава, Польша).

Июнь 1991 – выставка произведений ТО «Квадрат» (епископство Арагоны, Теруэль, Испания).

Июль 1991 – выставка произведений художников ТО «Квадрат» (Центральный Дом художника, Крымский Вал, Москва, Россия).

1992 – Проект «Стена Малевича»

Основная статья: Стена Малевича
,

1992 – Проект «Искусство и природа».

16 марта 1994 «Квадрат» самораспустился.

I Международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность» (1994)

В пленэре приняли участие витебские художники А. Бобров, А. Лосужев, Г. Васильева, В. Васильев, И. Казак, А. Малей, П. Кирилин, Н. Дундин, В. Счастный, А. Соловьев, В. Шилко, А. Слепов, В. Чукин, а также московские художники Л. Степанов и А. Айги. Первая часть пленэра проходила на турбазе «Липки» возле Витебска (15 дней), вторая - в Витебске (8 дней). Итоговая выставка была открыта в Краеведческом музее Витебска с 15.09 по 10.10.1994. На ее открытии присутствовали гости из Государственного Русского музея (С.-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Фонда Малевича (Москва), Национального художественного музея (Минск), представители Витебского отделения Белорусского Фонда Сороса, критики и искусствоведы журналов «Мастацтва» (Минск), «Декоративное искусство» (Москва), независимого издания «Супремус» (Москва), а также представители зарубежной и отечественной прессы.

Концептуально данная акция выстраивалась на основе творчества витебских художников, так как пленэр был посвящен витебскому периоду творчества К. Малевича и УНОВИСА. Художники попытались представить зрителю все стороны концептуального искусства: инсталляцию, перфоманс, фигуративную живопись, абстрактный экспрессионизм, супрематические композиции.


Источники

1. Иноземцева О.А. Семиотико-тематические особенности отображения мироздания современными художниками (на примере материалов изобразительного искусства Витебска второй половины 1980-х – первой половины 1990-х годов).

2. Котович, Т. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. – Мн.: Экономпресс, 2003. – 416 с. ISBN 985-6479-30-4.

3. А. Малей. Классический авангард, постмодернизм и современные витебские художники.

4. artvitebsk.by Оксана Кузина «Пропасть для свободных людей, или Новая книга о «Квадрате»»