Керзин, Михаил Аркадьевич

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 09:53, 20 сентября 2021; Резонёр (обсуждение | вклад) (Ссылки)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
M-kerzin.jpg

Михаил Аркадьевич Керзин (16 (28) марта 1883, Петербург[1] — 19 сентября 1979, Ленинград) — основатель белорусской скульптурной школы. В 1923—1929 годах руководил Белорусским художественным техникумом (преподавал до 1932). Заслуженный деятель искусств БССР (1939), профессор (1950).

Родители

Отец — Аркадий Михайлович Керзин (1856, Иваново-Вознесенск — 1914, Москва) — московский адвокат. В 1886 г. окончил юридический факультет Московского университета. Значительную часть жизни и личных средств отдал пропаганде русской музыки. Мать — Мария Семёновна Керзина (урождённая Поспелова) (1864 — 1926) — пианистка.
В 1896 году основали в Москве «Кружок любителей русской музыки», так называемый «Керзинский кружок». До 1912 года в его концертах участвовали выдающиеся исполнители, певцы, композиторы и критики.

Учеба

По окончании в 1902 году гимназии (Москва) и подготовившись в студии живописца В.Н. Машкова, Михаил Керзин в 1903 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге на скульптурное отделение в мастерскую Гуго Романовича Залемана (1859–1909).
В 1912 году за дипломную работу «Вакхическая группа», «Вакхант на козле» получил звание художника-скульптора и был поощрён двухгодичной поездкой в Европу (5 тыс. рублей золотом).
В 1917—1918 годах активно участвовал в выставочной и организационной жизни художников и скульпторов Петрограда.

Велиж

В 1918 году художник Михаил Энде организует в Велиже Народную художественную школу. В конце 1918[2] года из голодного разрушающегося Петрограда сюда приезжает преподавать Керзин (вел скульптуру и рисунок). В 1919 году в уездную школу приезжают петроградские художники Валентин Волков, Мария Лебедева, Владимир Хрусталёв.
Открытие начального художественного училища состоялось в Велиже 18 февраля 1919 года.
Одним из учеников Керзина был велижский гимназист Андрей Бембель (1905—1986), будущий знаковый белорусский скульптор.
Кроме того М. Керзин преподает в Велижском педагогическом техникуме (преобразован в 1922 году из интерната народного образования, а до 1919 года Велижская учительская семинария) и еврейской школе-коммуне.

Белорусский Госудврственный Художественный Техникум. 1932

Витебск

В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на Бухаринской улице в неприспособленное здание Любавичской синагоги (улице Володарского, 15.
Ректор И. Гаврис был уволен, а директором техникума назначен Михаил Керзин. Последователь академизма и "реализма" он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
Впрочем, техникуму был вскоре выделено помещение в доме на углу улиц Володарского и Биржевой. Витебский художественный техникум согласно плану Охобра Главпрофобра был предназначен для обслуживания всего Западного края, в РСФСР действовало только 4 подобных заведения.

Взамен уволившихся преподавателей из Велижской школы приезжают художники-реалисты В. Волков и М. Знде, в октябре 1924 М. Лебедева, а в 1926 году В. Хрусталёв.

В марте 1924 года Витебская губерния была присоединена к БССР. Техникум стал именоваться «Белорусским Государственным Художественным Техникумом» (БГХТ). Вплоть до 1941 года это было единственное в республике государственное художественное учебное заведение, что привнесло новые требования к учебной программе, к работе преподавателей и студентов.
Это касалось не только белорусизации — перехода на белорусский язык, преподавание истории белорусской культуры и искусства, но и создание современных национальных форм.
В 1924 году в техникуме был создан филиал «Маладняка».
В 1925 году в техникуме была организована художественная секция губернского общества краеведения. Разрабатывались эскизы национальных костюмов и ковров. Преподаватели и студенты выполняли заказы для издательств и белорусских гос. учреждений. Преподавателем В. Волоковым был разработан рисунок герба БССР.

С 1925 года начала работу гончарно-керамическая мастерская, которую возглавил приглашенный выпускник Петербургского училища барона Штиглица по отделению керамики Н. П. Михолап.

В апреле 1926 года М. Керзин направляет в Наркомат Просвещения БССР проект по созданию на базе техникума Академию художеств. Это предполагало открытие графической и декоративной мастерских, «обычный» 4-летний академический курс сократить до 3 лет, при условии продления срока обучения в техникуме до 5 лет. Проект не был одобрен, что отрицательно сказалось на развитии в Белоруссии национального искусства и культуры. В 1934 году техникум был реорганизован в училище.

В феврале 1928 года заместителем директора по учебной работе и руководителем 3-го курса становится приехавший из Ленинграда Ф. А. Фогт. Он организовывает в техникуме полиграфическое отделение.

В 1929 году М. Керзин уходит с поста директора, а в 1932 году Керзин в Минске во главе своих учеников работает над оформлением Дома правительства.
В 1930 году скульптурное отделение в Витебске было закрыто.

Ученики

Керзин посоветовал Заиру Азгуру перейти с отделения живописи на первый курс скульптуры.
Любимым учеником Керзина был Алексей Глебов, несмотря на то, что он не смог окончить курс до конца. Его несколько раз отчисляли за то, что при поступлении скрыл своё происхождение. Его отец был священником.

<М. Керзину> посчастливилось создать в Минске чрезвычайно своеобразную скульптурную академию, которая не имеет ни официального статутса, ни официально прикрепленных к ней студентов и тем не менее действенно функционирует. В будущей истории белорусского искусства необходимо будет говорить о ней как об одном из основных факторов, которые бла­готворно влияли на формирование белорусской скульптуры[3]

Оформление Дома правительства в Минске (1930—1934, архитектор И.Лангбард) 3. Азгур называл «последним курсом учебы» белорус­ских скульпторов. В оформлении зда­ния принимали участие М. А. Керзин, 3. И. Азгур, Г. К. Измайлов, А. О. Бембель, А. К-Глебов, В. Н. Рытер, А. М. Орлов. Выполнен­ные под руководством Керзина портреты выдаю­щихся революционеров представляли собой качественный скачок в белорусском портрете[4]

В 1939 году М. А. Керзину присвоено звание Заслуженный деятель искусств БССР.
Во время немецко-фашистской оккупации Керзин М. А. оставался в Минске, продолжал работать в мастерской, но в тоже время поддерживал связь с подпольем. После освобождения Минска Керзин был награждён партизанской медалью и избран депутатом Верховного Совета БССР.

В 1949 году был обвинён в космополитизме и вынужден уехать в Ленинград, где с 1949 года заведовал кафедрой скульптуры в институте имени Репина. С 1950 года профессор. Небольшая квартира находилась на 4-й линии Васильевского острова, во дворе Российской Академии художеств.

Примечания

  1. или Москва
  2. или в ноябре 1919
  3. Бойко В. Глебов Алексей Константинович, Мн., 1974. С. 12
  4. П. В. Войницкий Становление белорусской школы скульптуры (1920-1970)

Ссылки