Витко, Владимир Ильич

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Владимир Витко. «Автопортрет». Фото из мастерской художника

Владимир Ильич Витко́ (род. 10 мая 1931 г.[1] в д. Греск Слуцкого р-на Минской обл., Беларусь) – белорусский живописец, график. Живёт и работает в Витебске.

Биография и творческий путь

Родился в многодетной крестьянской семье. Окончил Минское художественное училище имени А.К. Глебова (1960). Участник художественных выставок с 1964 г. Член Союза художников СССР с 1975 г.

В 1961 переехал в Витебск, где работал сначала на фабрике КИМ, затем на шёлковом комбинате, а с 1968 г. перешёл в витебские художественно-производственные мастерские. Участник II Международного Шагаловского пленэра (1997), на котором написал работу «Происшествие»[2]. В 2001 г. издал автобиографическую книгу «Белые облака»[3] (книга написана на белорусском языке).

Произведения художника находятся в Музее современного искусства в Минске, Национальном художественном музее Республики Беларусь, в дирекции выставок Художественного фонда Беларуси, а также в частных коллекциях Беларуси, России, Польши, Германии, Италии. Значительную часть своих работ художник подарил Витебскому художественному музею, Витебскому Центру современного искусства, Слуцкому краеведческому музею.

Характеристика творческого наследия

Художник работает в основном в станковой живописи в жанрах лирического пейзажа, тематической картины, натюрморта, портрета. На выставке, посвящённой 75-летию художника, были представлены инсталляции.

Работы художника можно разделить на две группы: произведения в стиле соцреализма («Работница комсомола», 1970) и самостоятельные, близкие к фовизму, авангардные поиски художника («Натюрморт с лампочкой», 1972). Для работ В.И. Витко характерны мозаичность, резкие густые мазки, насыщенные цвета. В творческом наследии художника можно найти как упрощённые, статичные, так и ритмичные, наполненные диалогами линий, динамичные работы.

Творчество В.И. Витко очень разнообразно по тематике и стилистике. Художник уделяет большое внимание теме Великой Отечественной войны («Защитники»), а с философскими размышлениями на темы смерти и человеческой судьбы («Рождение», 1968; «Ночные бабочки», 1993; «Прощание», 1993; «Окно в больнице», 1980) соседствуют декоративные работы в духе Рауля Дюфи с ярким, бодрым, оптимистическим колоритом («Цирк», 1988; «Спортивный день»). Рядом с реалистическими портретами и пейзажами находятся стилизованные, близкие к абстракции, работы.

Художник высоко ценит декоративность в живописи, замечая при этом, какой неисчерпаемой сокровищницей для профессионального искусства является народное творчество, его декор, орнамент, цвет... Н.А. Гугнин, искусствовед.
Я написал столько работ в разных жанрах и разных техниках, но никогда ничего не выдумывал, не высасывал из пальца, темы видел в окружающей среде, сюжеты брал из жизни. Владимир Витко[4]

Галерея

Примечания

  1. В книге «Белые облака» художник пишет: «Родился 10 мая 1931 года (в паспорте 10 мая 1933 года)».
  2. Музей Марка Шагала в Витебске. Работы участников I и II Международных Шагаловских пленэров
  3. Вітко, У. Белыя воблакі. / У. Вітко. – Віцебск: «Санчо Панса» & «Контрвржещ», 2001. – 67 с.
  4. Соловьева, Н. Это солнце пишет мои картины! // Проза.ру, 2009

Источники