Юдовин, Соломон Борисович — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Юдо{{подст:ударение}}вин, Соломон Борисович''' (15.12.1894, Бешенковичи — 5.12.1954) — художник-граф...»)
 
 
(не показано 37 промежуточных версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Юдо́вин, Соломон Борисович''' (15.12.1894, Бешенковичи — 5.12.1954) — художник-график. Работал в области станковой, книжной графики и экслибриса.
+
[[Файл:YUDOVIN-2.jpg|thumb]]
 +
'''Юдо́вин, Соломон Борисович''' (Шло́йме Бо́рухович) (15 (27) октября 1892, м. Бешенковичи Лепельского уезда [[Витебская губерния|Витебской губернии]] — 5 декабря 1954 года, Ленинград) — художник-график. Работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. Видный деятель «Еврейского возрождения», по собиранию, сохранению и исследованию еврейского народного искусства.
  
В 1908—1910 гг. учился в Витебске в школе мастерской [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. Пэна]]. В 19922 году окончил [[Витебское Народное художественное училище|Витебский художественно-практический институт]].
+
== Семья ==
 +
Отец художника – Борух, также как и отец отца Мойше-Либер, держали в Бешенковичах бакалейную лавку, был коммерсантом средней руки. При советской власти стал кустарём (вместе с напарником варил мыло). <br />
 +
У Борух с женой Хавой было четверо детей: Калман, Соломон, Иегуд и дочь. После смерти Хавы женился вторично. Дети от второго брака: Меер, Моше, Ицхак. Все получили хорошее образование, работали инженерами в Ленинграде, в Одессе. Калман работал в ленинградском книжном издательстве.
  
Среди работ С. Б. Юдовина линогравюры и ксилогафии «Былое», «Старый Витебск», цикл гравюр «Оборона петрограда во время наступления Юденича» (1933), серия гравюр «Новостройки Белоруссии», «Герои Балтики» (1942), «Ленинград в дни Великой Отечественной войны»,  «Ленинград сегодня» (1949) и другие.
+
Двоюродным братом матери С. Юдовина был еврейский общественный деятель С. Ан-ский<ref name="ansk">Семён Аки́мович А́н-ский (настоящее имя Шлоймэ-Занвл (Соломон) Раппопорт; 1863, Чашники, Витебская губерния — 8 ноября 1920, Варшава)</ref>, родившийся в местечке Чашники того же Лепельского уезда. <br />
 +
Троюродным братом художника был еврейский поэт Мойше Юдовин<ref name="kno">Моисе́й (Мо́йше) Иса́кович Юдо́вин (1898, Бешенковичи — 30 января 1966, Витебск) — еврейский белорусский поэт. Писал на идише.</ref>
 +
== Биография ==
 +
По еврейской традиции, чтобы обмануть болезни, к имени Шлойме, данному при рождении, добавили второе имя Занвил, и получилось – Шлойме-Занвил. В русской транскрипции имя Шлойме звучит как Соломон. Так его называли близкие, так он подписывал свои работы.
 +
 
 +
В 1906—1910 гг. учился в Витебске в школе—мастерской [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. Пэна]], одновременно работал в фотоателье. <br />
 +
В 1910 г. переехал в Петербург, учился в государственной Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и одновременно с 1911 г. до 1913 г. обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем [[Добужинский, Мстислав Валерианович|М. В. Добужинского]].
 +
=== Участие в еврейских этнографических экспедициях С. Ан-ского ===
 +
Большое влияние на Юдовина оказал С. Ан-ский.  <br />
 +
К этому времени С. Ан-ский отошел от деятельности в радикальных революционных организациях и стал одним из идеологов движения «Еврейского возрождения». В 1912 (июль—октябрь) и 1913 (июнь—) он провёл Еврейские этнографические экспедиции имени барона Г. О. Гинцбурга<ref name="gins">Средства на экспедицию выделил сын миллионера Горация Гинцбурга</ref> по Волыни, Подолии и Белоруссии. <br />
 +
В экспедициях Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике, кроме того он старался запечатлеть быт еврейских местечек, характерные образы уходящей эпохи.
 +
 
 +
Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] Юдовин был членом петроградского «Еврейского общества поощрения художеств» (существовало в 1915—1918 годах).
 +
=== Витебский период ===
 +
[[Октябрьская революция]] поставила мегаполис на грань продовольственного и инфраструктурного коллапса. Люди массово бежали в провинцию поближе к натуральному хозяйству. Население Петрограда сократилось в три раза. <br />
 +
В 1918 году Юдовин из Петрограда возвращается в Бешенковичи. С собой он берет друга-одногодку скульптора Абрама Бразера (уроженца Кишинева). Через несколько месяцев они перебираются в Витебск. <br />
 +
В том же 1918 году друзья участвуют в организованной в городе «Выставке евреев-художников», вместе с [[Шагал|Шагалом]] (12 работ) и [[Пэн|Пэном]]. Причем, Юдовин выставлял не только графические, но и написанные маслом работы.
 +
 
 +
В 1918 году Юдовин организует в Витебске выставку еврейского народного искусства.
 +
 
 +
В январе 1919 года [[Марк Шагал]] открывает [[Витебское Народное художественное училище]] и Юдовин начинает там учиться.  <br />
 +
Вскоре, еще будучи студентом, он руководит мастерской в училище. Также было и у [[Векслер, Михаил Соломонович|М. Векслера]], [[Коган, Нина Иосифовна|Н. Коган]], Г. Носкова, они работая преподавателеми, считали важным получить и диплом выпускника [[Витебское Народное художественное училище|ВНХУ]].
 +
{{начало цитаты|источник=В Сорабис от художественного руководителя мастерской С. Юдовина. 10 ноября 1920 года}} <br />
 +
Ввиду того, что у меня от холода и сырости сильно опухают ноги, убедительно прошу отпустить мне пару галош.
 +
И рядом резолюция: “Рабзавком Г. Х. Д. М. [Государственных художественно-декоративных мастерских] считает мотив Юдовина убедительным и просит удовлетворить его требования”{{конец цитаты}}
 +
{{начало цитаты|источник=[[Азгур, Заир Исаакович|Заир Азгур]]. То, что помнится... : рассказ о времени, об искусстве и о людях. 1977}}Занимался я вначале у самого Пэна, а затем перешел к педагогу Соломону Борисовичу Юдовину. Это был замечательный художник и изумительной доброты человек. Я помню, как одна из преподавательниц института, которая вела курс технологии материалов, называла его «человеком с бархатной душой». Мне тогда не нравилось это определение: как можно сравнивать душу с бархатом?! Мне больше нравилось, когда студенты между собой называли его «Батей». Он действительно был отцом для своих учеников<ref name="fantl">[https://fantlab.ru/blogarticle55249 Заир Азгур То, что помнится... : рассказ о времени, об искусстве и о людях Кн. 1/ З.И. Азгур. - Минск. 1977]</ref>.{{конец цитаты}}
 +
В 1919 году Юдовин участвует в устроенной там же Первой государственной выставки местных и московских художников.
 +
 
 +
С января 1920 года (с момента основания) состоял в [[Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства|«Витебской губернской комиссии по охране памятников старины и предметов искусства»]]. Он был делегирован туда от Еврейской секции РКП(б) и входил в музейную и этнографическую секции. Предлагал организовать этнографическую экспедицию по [[Витебская губерния|губернии]] и даже составил смету, но финансирования у комиссии не было. Тем не менее С. Юдовин провел в 1920 году в Витебске выставку еврейского народного искусства (согласно книге [[Фурман, Иван Петрович|Фурман І.]] Віцебск у гравюрах С. Юдовіна. Віцебск, 1926. С. 30). В 1926 году эти предметы были перевезены в Минск в еврейский отдел Государственного музея БССР (Зельцер А. Евреи советской провинции. М.: РОССПЭН, 2006. С. 411-412). 
 +
 
 +
В 1922 году по окончии [[Витебское Народное художественное училище|Витебского художественно-практического института]] он был назначен проректором по хозяйственной части, при это продолжая преподавать в графической мастерской. <br />
 +
Параллельно преподавал и в [[Витебский еврейский педагогический техникум|Еврейском педагогическом техникуме]], руководил художественным кружком в Витебском юношеском клубе имени И. Л. Переца.
 +
 
 +
В августе-сентябре 1923 года, в рамках борьбы с формализмом в искусстве, Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на [[Улица Марка Шагала|Бухаринской улице]] в неприспособленное здание Любавичской синагоги ([[Улица Суворова|улице Володарского]], 15. <br />
 +
Ректор [[Гаврис, Иван Трофимович|И. Гаврис]] был уволен, а директором техникума назначен [[Керзин, Михаил Аркадьевич|Михаил Керзин]]. Последователь академизма и "реализма" он провёл жесткую переэкзаменовку студентов. Сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. М. Пэн]] (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, [[Минин, Ефим Семёнович|Е. С.Минин]] и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным ультимативным заявлением и покинули институт.
 +
{{начало цитаты|источник=}}“Притязания крайне левых художественных групп на пролетарское искусство<ref name="lev">В советских бюрократических играх крайне левыми можно было назвать даже Пэна, Юдовина и Минина</ref> уже неоднократно были опровергнуты такими авторитетами, как наркомом Луначарским, тов. Бухариным и многими другими. Так что в настоящее время можно считать вполне установленными крайне левые течения в искусстве, как совершенно не имеющие материалистического основания, являются продуктом разложения буржуазного общества, а отнюдь не здоровым зародышем нового пролетарского искусства, предугадать формы которого мы в настоящее время не можем...”
 +
 
 +
гр. Минина, Юдовина и Пэна возвратить на службу не могу, так как Минин и Юдовин не имеют специального образовательного ценза, а Пэн совершенно устарел со своими методами преподавания.  <br />
 +
Заведующий художественным техникумом М. Керзин.{{конец цитаты}}
 +
=== Хранитель Музея Еврейского историко-этнографического общества ===
 +
В 1923 году Юдовин переехал в Петроград и становится главным хранителем Музея петроградского еврейского историко-этнографического общества, располагавшегося в здании Еврейской богадельни А.М. Гинзбурга (там хранились материалы экспедиций Ан-ского, в том числе и фотографии). <br />
 +
Музей был открыт усилиями С. Ан-ского. И в основу экспозиции была положена коллекция, собранная в этнографических экспедициях по Волыни, Подолии. Соломон Юдовин участвовал в этих экспедициях. В 1928 году Музей располагал 1500 фотографиями, 350 фотографическими валиками, 350 книгами, народными костюмами, изделиями народных умельцев, предметами культа и т. д. 689 экспонатов происходили из коллекции С. Ан-ского. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами. Передавали свои картины еврейские художники Н. Альтман, С. Чернов, А. Тышлер, С. Юдовин, Ю. Пэн.
 +
 
 +
В январе 1926 года во время съезда художественной секции Витебского окружного общества краеведения была устроена выставка работ Юдовина. Выступали Фурман и председатель Витебского общества краеведов [[Касперович, Николай Иванович|''Касперович'']]. <br />
 +
Летом 1926 года Юдовин опубликовал в минской газете Октябрь статью в которой обвинил руководство [[Витебское Народное художественное училище|Витебского художественного техникума]] в невнимании к еврейской теме, несмотря на значительное число евреев среди студентов (более 30%). Он предлагал организовать в [[Витебское Народное художественное училище|техникуме]] преподавание еврейского народного и современного искусства. <br />
 +
В свою очередь [[Керзин, Михаил Аркадьевич|Керзин]] обвинял Юдовина в «националистическом мессианстве».
 +
{{начало цитаты|источник=[[Керзин, Михаил Аркадьевич|Керзін М.А.]] Да гісторыі выяўленчага мастацтва БССР}}художник [Юдовин] замкнулся в эстетизации покосившихся домиков, старозаветных типов, поэтизируя отрицательные стороны прошлого и обращаясь временами к приемам полного искажения действительности<ref name="kerzin">Керзін М.А. Да гісторыі выяўленчага мастацтва БССР // Літаратура і мастацтва. 31.10.1937.</ref>{{конец цитаты}}
 +
 
 +
=== Жена ===
 +
Соломон Юдовин был женат на Софье Перецовне Фрумсон. <br />
 +
Перец Фрумсон работал переплётчиком, сначала на дому, потом на [[ЗИ|фабрике «Знамя индустриализации»]]. Изображён на гравюре Соломона Юдовина «В мастерской переплётчика». Перец Фрумсон жил с женой Сорой-Брайной и дочкой Розой на [[Улица Димитрова|улице Канатной]]. Все они погибли в [[Витебское гетто|Витебском гетто]]. <br />
 +
Брат жены — Михаил Фрумсон (1904—1967) служил в сапёрных войсках, был трижды ранен, вернулся инвалидом. После войны работал в Витебске архитектором.
 +
 
 +
Сын Соломона Юдовина оказался не лучшим хранителем его архива.
 +
== Творчество ==
 +
В отличии от большинства своих современников, взгляд Юдовина был устремлен не вперед, а назад. Для него главным было народное искусство и традиции, поэтому в своих работах Юдовин старался запечатлеть уходящий национальный мир, а в общественной жизни — организовать собирание народных еврейских ценностей, их сохранение и пропаганду.
 +
 
 +
Среди работ С. Б. Юдовина линогравюры и ксилогафии «Былое», «Старый Витебск», цикл гравюр «Оборона Петрограда во время наступления Юденича» (1933), серия гравюр «Новостройки Белоруссии», «Герои Балтики» (1942), «Ленинград в дни Великой Отечественной войны»,  «Ленинград сегодня» (1949) и другие.
 +
 
 +
Персональные выставки Юдовина<ref name="eee">[http://www.eleven.co.il/article/15156  Юдовин Соломон Борисович] на сайте [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]</ref>: в Витебске (1926), Ярославле (1944), Ленинграде (1956), Иерусалиме (1991). <br />
 +
Его работы находятся в коллекциях: Государственный Русский музей; Государственная Третьяковская галерея; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Российский этнографический музей; Луганский областной художественный музей; Одесский художественный музей; Национальный художественный музей Республики Беларусь. 
 +
 
 +
== Галерея ==
 +
<gallery>
 +
Файл:Iudovin Solomon.jpg| 1914 (?)
 +
Файл:Yudovin Vitebsk 1920.jpg
 +
Файл:Udovin-peyzazh-s-fonarem-1927.jpg|Пейзаж с фонарём (Старый Витебск). 1927 год.
 +
Файл:Udovin-ulica-v-vitebske-1922.jpg|Улица в Витебске. 1922
 +
Файл:An der Witba 1923.jpg|"Над Витьбой" 1923
 +
Файл:An der Witba 1922.jpg
 +
Файл:1923 Rynkowa Kirche.jpg
 +
Файл:Udovin-staryy-vitebsk.jpg|Старый Витебск. 1927
 +
Файл:Udovin-staryy-vitebsk-2.jpg|Старый Витебск. 1923
 +
Файл:Udovin-kostel-sv-antonia.jpg|[[Костёл святого Антония]]. 1923
 +
Файл:1922 Synagoge.jpg|[[Главная Хоральная синагога|«Заручевская синагога»]]
 +
Файл:Peskowatik 1923.jpg|[[Песковатик]]. 1923
 +
Файл:Furman 1926.jpg|[[Подлог]]. [[Толкучий переулок]]
 +
Файл:Udovin Chernaya troica gr.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Yudovin zastavka v knige 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Yudovin zastavka v knige Furmana 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Yudovin zastavka v knige S. Furmana 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Yudovin zastavka v knige I. Furmana 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:S. Yudovin zastavka v knige I. Furmana 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:S. Yudovin zastavka iz knigi I. Furmana 1926.jpg|Из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Gazetchik-1923.jpg|«Газетчик» из книги [[Фурман, Иван Петрович|Ивана Фурмана]] «Віцебск у гравюрах С. Юдовіна»
 +
Файл:Solomon Yudovin iz tsikla Vitebsk 1926.jpg|Из цикла "Витебск". Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
 +
Файл:Udovin Chernaya troica.jpg|У [[Троицкая церковь (Чёрная)|Черной Троицы]]. Из цикла «Былое» 1923
 +
Файл:Okraina Vitebska 1926.jpg|Окраина Витебска 1926
 +
Файл:Ex libris.jpg|Проект экслибриса.
 +
Файл:Yudovin 1926 г..jpg|Витебск. 1926
 +
Файл:Udovin 1928.jpg|"Демонстрация". Гравюра на дереве 1928 год.
 +
Файл:Yudovin ZI 1934.jpg|Новая Белоруссия. Витебск. [[ЗИ|Швейная фабрика]]. 1934 год
 +
</gallery>
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
 
* Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 5. Скамарохі — Яшчур / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1987. — 703 с. — 9500 экз.
 
* Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 5. Скамарохі — Яшчур / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1987. — 703 с. — 9500 экз.
 +
* Г. П. Исаков. Формирование и становление художественных школ на витебщине в конце XIX в. — 1941 г. / Витебск, УО «ВГУ», 2009., с. 49-54  ISBN 978-985-517-092-2
 +
* Аркадий Шульман [http://mishpoha.org/imya/110-cherno-belyj-mir-yudovina Черно-белый мир Юдовина]. Журнал «Мишпоха» №1 – 1995
 +
* Аркадий Зельцер [http://www.m-chagall.ru/library/evreyskie-hudozhniki-vitebska.html Еврейские художники Витебска в 1917—1941 годах: между национальным и универсальным] Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 13. Витебск, 2005. С. 75—90.
 +
== Ссылки ==
 +
* [http://artru.info/ar/19489/ Юдовин Соломон Борисович] на сайте АртРу.инфо
 +
* [http://www.eleven.co.il/article/15156  Юдовин Соломон Борисович] на сайте [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 +
[[Категория:Жившие в Витебске]]
 +
[[Категория:Художники и скульпторы]]
 +
[[Категория:Ученики Пэна]]

Текущая версия на 22:06, 6 марта 2024

YUDOVIN-2.jpg

Юдо́вин, Соломон Борисович (Шло́йме Бо́рухович) (15 (27) октября 1892, м. Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии — 5 декабря 1954 года, Ленинград) — художник-график. Работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. Видный деятель «Еврейского возрождения», по собиранию, сохранению и исследованию еврейского народного искусства.

Семья

Отец художника – Борух, также как и отец отца Мойше-Либер, держали в Бешенковичах бакалейную лавку, был коммерсантом средней руки. При советской власти стал кустарём (вместе с напарником варил мыло).
У Борух с женой Хавой было четверо детей: Калман, Соломон, Иегуд и дочь. После смерти Хавы женился вторично. Дети от второго брака: Меер, Моше, Ицхак. Все получили хорошее образование, работали инженерами в Ленинграде, в Одессе. Калман работал в ленинградском книжном издательстве.

Двоюродным братом матери С. Юдовина был еврейский общественный деятель С. Ан-ский[1], родившийся в местечке Чашники того же Лепельского уезда.
Троюродным братом художника был еврейский поэт Мойше Юдовин[2]

Биография

По еврейской традиции, чтобы обмануть болезни, к имени Шлойме, данному при рождении, добавили второе имя Занвил, и получилось – Шлойме-Занвил. В русской транскрипции имя Шлойме звучит как Соломон. Так его называли близкие, так он подписывал свои работы.

В 1906—1910 гг. учился в Витебске в школе—мастерской Ю. Пэна, одновременно работал в фотоателье.
В 1910 г. переехал в Петербург, учился в государственной Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и одновременно с 1911 г. до 1913 г. обучался в частных петербургских студиях М. Бернштейна, а затем М. В. Добужинского.

Участие в еврейских этнографических экспедициях С. Ан-ского

Большое влияние на Юдовина оказал С. Ан-ский.
К этому времени С. Ан-ский отошел от деятельности в радикальных революционных организациях и стал одним из идеологов движения «Еврейского возрождения». В 1912 (июль—октябрь) и 1913 (июнь—) он провёл Еврейские этнографические экспедиции имени барона Г. О. Гинцбурга[3] по Волыни, Подолии и Белоруссии.
В экспедициях Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике, кроме того он старался запечатлеть быт еврейских местечек, характерные образы уходящей эпохи.

Во время Первой мировой войны Юдовин был членом петроградского «Еврейского общества поощрения художеств» (существовало в 1915—1918 годах).

Витебский период

Октябрьская революция поставила мегаполис на грань продовольственного и инфраструктурного коллапса. Люди массово бежали в провинцию поближе к натуральному хозяйству. Население Петрограда сократилось в три раза.
В 1918 году Юдовин из Петрограда возвращается в Бешенковичи. С собой он берет друга-одногодку скульптора Абрама Бразера (уроженца Кишинева). Через несколько месяцев они перебираются в Витебск.
В том же 1918 году друзья участвуют в организованной в городе «Выставке евреев-художников», вместе с Шагалом (12 работ) и Пэном. Причем, Юдовин выставлял не только графические, но и написанные маслом работы.

В 1918 году Юдовин организует в Витебске выставку еврейского народного искусства.

В январе 1919 года Марк Шагал открывает Витебское Народное художественное училище и Юдовин начинает там учиться.
Вскоре, еще будучи студентом, он руководит мастерской в училище. Также было и у М. Векслера, Н. Коган, Г. Носкова, они работая преподавателеми, считали важным получить и диплом выпускника ВНХУ.

В Сорабис от художественного руководителя мастерской С. Юдовина. 10 ноября 1920 года:


Ввиду того, что у меня от холода и сырости сильно опухают ноги, убедительно прошу отпустить мне пару галош.

И рядом резолюция: “Рабзавком Г. Х. Д. М. [Государственных художественно-декоративных мастерских] считает мотив Юдовина убедительным и просит удовлетворить его требования”

Заир Азгур. То, что помнится... : рассказ о времени, об искусстве и о людях. 1977:

Занимался я вначале у самого Пэна, а затем перешел к педагогу Соломону Борисовичу Юдовину. Это был замечательный художник и изумительной доброты человек. Я помню, как одна из преподавательниц института, которая вела курс технологии материалов, называла его «человеком с бархатной душой». Мне тогда не нравилось это определение: как можно сравнивать душу с бархатом?! Мне больше нравилось, когда студенты между собой называли его «Батей». Он действительно был отцом для своих учеников[4].

В 1919 году Юдовин участвует в устроенной там же Первой государственной выставки местных и московских художников.

С января 1920 года (с момента основания) состоял в «Витебской губернской комиссии по охране памятников старины и предметов искусства». Он был делегирован туда от Еврейской секции РКП(б) и входил в музейную и этнографическую секции. Предлагал организовать этнографическую экспедицию по губернии и даже составил смету, но финансирования у комиссии не было. Тем не менее С. Юдовин провел в 1920 году в Витебске выставку еврейского народного искусства (согласно книге Фурман І. Віцебск у гравюрах С. Юдовіна. Віцебск, 1926. С. 30). В 1926 году эти предметы были перевезены в Минск в еврейский отдел Государственного музея БССР (Зельцер А. Евреи советской провинции. М.: РОССПЭН, 2006. С. 411-412).

В 1922 году по окончии Витебского художественно-практического института он был назначен проректором по хозяйственной части, при это продолжая преподавать в графической мастерской.
Параллельно преподавал и в Еврейском педагогическом техникуме, руководил художественным кружком в Витебском юношеском клубе имени И. Л. Переца.

В августе-сентябре 1923 года, в рамках борьбы с формализмом в искусстве, Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на Бухаринской улице в неприспособленное здание Любавичской синагоги (улице Володарского, 15.
Ректор И. Гаврис был уволен, а директором техникума назначен Михаил Керзин. Последователь академизма и "реализма" он провёл жесткую переэкзаменовку студентов. Сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным ультимативным заявлением и покинули институт.

“Притязания крайне левых художественных групп на пролетарское искусство[5] уже неоднократно были опровергнуты такими авторитетами, как наркомом Луначарским, тов. Бухариным и многими другими. Так что в настоящее время можно считать вполне установленными крайне левые течения в искусстве, как совершенно не имеющие материалистического основания, являются продуктом разложения буржуазного общества, а отнюдь не здоровым зародышем нового пролетарского искусства, предугадать формы которого мы в настоящее время не можем...”

гр. Минина, Юдовина и Пэна возвратить на службу не могу, так как Минин и Юдовин не имеют специального образовательного ценза, а Пэн совершенно устарел со своими методами преподавания.

Заведующий художественным техникумом М. Керзин.

Хранитель Музея Еврейского историко-этнографического общества

В 1923 году Юдовин переехал в Петроград и становится главным хранителем Музея петроградского еврейского историко-этнографического общества, располагавшегося в здании Еврейской богадельни А.М. Гинзбурга (там хранились материалы экспедиций Ан-ского, в том числе и фотографии).
Музей был открыт усилиями С. Ан-ского. И в основу экспозиции была положена коллекция, собранная в этнографических экспедициях по Волыни, Подолии. Соломон Юдовин участвовал в этих экспедициях. В 1928 году Музей располагал 1500 фотографиями, 350 фотографическими валиками, 350 книгами, народными костюмами, изделиями народных умельцев, предметами культа и т. д. 689 экспонатов происходили из коллекции С. Ан-ского. Музей постоянно пополнялся новыми экспонатами. Передавали свои картины еврейские художники Н. Альтман, С. Чернов, А. Тышлер, С. Юдовин, Ю. Пэн.

В январе 1926 года во время съезда художественной секции Витебского окружного общества краеведения была устроена выставка работ Юдовина. Выступали Фурман и председатель Витебского общества краеведов Касперович.
Летом 1926 года Юдовин опубликовал в минской газете Октябрь статью в которой обвинил руководство Витебского художественного техникума в невнимании к еврейской теме, несмотря на значительное число евреев среди студентов (более 30%). Он предлагал организовать в техникуме преподавание еврейского народного и современного искусства.
В свою очередь Керзин обвинял Юдовина в «националистическом мессианстве».

Керзін М.А. Да гісторыі выяўленчага мастацтва БССР:

художник [Юдовин] замкнулся в эстетизации покосившихся домиков, старозаветных типов, поэтизируя отрицательные стороны прошлого и обращаясь временами к приемам полного искажения действительности[6]


Жена

Соломон Юдовин был женат на Софье Перецовне Фрумсон.
Перец Фрумсон работал переплётчиком, сначала на дому, потом на фабрике «Знамя индустриализации». Изображён на гравюре Соломона Юдовина «В мастерской переплётчика». Перец Фрумсон жил с женой Сорой-Брайной и дочкой Розой на улице Канатной. Все они погибли в Витебском гетто.
Брат жены — Михаил Фрумсон (1904—1967) служил в сапёрных войсках, был трижды ранен, вернулся инвалидом. После войны работал в Витебске архитектором.

Сын Соломона Юдовина оказался не лучшим хранителем его архива.

Творчество

В отличии от большинства своих современников, взгляд Юдовина был устремлен не вперед, а назад. Для него главным было народное искусство и традиции, поэтому в своих работах Юдовин старался запечатлеть уходящий национальный мир, а в общественной жизни — организовать собирание народных еврейских ценностей, их сохранение и пропаганду.

Среди работ С. Б. Юдовина линогравюры и ксилогафии «Былое», «Старый Витебск», цикл гравюр «Оборона Петрограда во время наступления Юденича» (1933), серия гравюр «Новостройки Белоруссии», «Герои Балтики» (1942), «Ленинград в дни Великой Отечественной войны», «Ленинград сегодня» (1949) и другие.

Персональные выставки Юдовина[7]: в Витебске (1926), Ярославле (1944), Ленинграде (1956), Иерусалиме (1991).
Его работы находятся в коллекциях: Государственный Русский музей; Государственная Третьяковская галерея; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Российский этнографический музей; Луганский областной художественный музей; Одесский художественный музей; Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Галерея

Примечания

  1. Семён Аки́мович А́н-ский (настоящее имя Шлоймэ-Занвл (Соломон) Раппопорт; 1863, Чашники, Витебская губерния — 8 ноября 1920, Варшава)
  2. Моисе́й (Мо́йше) Иса́кович Юдо́вин (1898, Бешенковичи — 30 января 1966, Витебск) — еврейский белорусский поэт. Писал на идише.
  3. Средства на экспедицию выделил сын миллионера Горация Гинцбурга
  4. Заир Азгур То, что помнится... : рассказ о времени, об искусстве и о людях Кн. 1/ З.И. Азгур. - Минск. 1977
  5. В советских бюрократических играх крайне левыми можно было назвать даже Пэна, Юдовина и Минина
  6. Керзін М.А. Да гісторыі выяўленчага мастацтва БССР // Літаратура і мастацтва. 31.10.1937.
  7. Юдовин Соломон Борисович на сайте Электронная еврейская энциклопедия

Источники

Ссылки