Церковь святого Георгия

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Георгиевская церковь в 1866 году. Рис. Петрашевича

Церковь святого великомученика Георгия (Юрия) — несохранившийся деревянный кладбищенский храм на Юрьевой горке. Находился выше святого источника св. Георгия (существует поныне).

История

Небольшой деревянный храм св. Георгия (Юрия) Победоносца был построен в конце XVII[1] века за городской чертой на, поросшем соснами, холме, который позже получил название «Юрьева горка». При церкви находилось кладбище. Очевидно, что храм был основан униатами.
После 1839 года храм передан православным и приписан к Богоявленскому приходу.

Сементовский А. М. «Витебск. Статистический очерк» Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год:

отсюда виденъ ​весь​ городъ, и притомъ съ лучшей его стороны; ​вѣковыя​ сосны, ​окружающія​ храмъ зеленью своей листвы(?), придаютъ ему особую картинность, оживляя ​почернѣвшія​ стѣны и кровлю его и гармонируя въ тоже время съ мертвеннымъ покоемъ окружающихъ храмъ старинныхъ могилъ.
Нельзя не остановиться передъ дверью церкви; оригинальность ​ея​, носящая на себѣ слѣды глубокой старины, невольно приковываетъ вниманіе посѣтителя.(...)Рѣзныя​ надписи названій святыхъ, начертаны частію греческими, частію русскими буквами.
Внутри церковь обтянута холстомъ, выкрашеннымъ желтою краскою; мѣстами на ​немъ​ изображены событія изъ ветхаго и новаго завѣтовъ. На лѣвой сторонѣ иконостаса и въ олтарѣ стоятъ на ​подставкахъ​, совершенно ​почернѣвшія​, ​рѣзныя​ изображенія Спасителя, въ сидячемъ положеніи, съ накинутымъ на плечи плащами, на первомъ - ​парчеваго​, а послѣднемъ - краснаго суконнаго. Изображенія ​эти​, какъ ​несоотвѣтствующія​ духу православія и времени, какъ-то болѣзненно сжимаютъ ​сердце​, возбуждая въ головѣ посѣтителя воспоминанія о событіяхъ, на кои хотѣлось бы накинуть завѣсу забвенія.
Кѣмъ и когда построенъ этотъ храмъ неизвѣстно; но, судя по надписямъ на крестахъ, стоявшихъ въ ​немъ​ надъ могилами усопшихъ въ 1784 и другихъ близкихъ къ этому времени годовъ, должно отвести сооруженіе его, ​покраиней​ мѣрѣ, къ половинѣ 18 ​вѣка​.
Пониже Георгіевской церкви, на первой террасѣ, находится источникъ ключевой воды, надъ коимъ поставлена часовня, украшенная нѣсколькими образами. Вода этого источника почитается цѣлебной въ глазныхъ болѣзняхъ, приписывается не минеральному ​ея​ свойству, а особой благодати Божіей, показавшей себя здѣсь явленіемъ иконы Божіей Матери Тихвинской и нынѣ висящей надъ самымъ колодцемъ. Въ ряду иконъ, стоящихъ въ часовнѣ, замѣчательны по древности: образъ Св. ​Татіаны​, писанный на простыхъ доскахъ и украшенный внизу арабесками; Св. Онуфрія въ большомъ старинномъ кіотѣ и Божіей Матери, держащей въ рукахъ умершаго Спасителя; ​всѣ​ ​эти​ иконы, очевидно, были помѣщены въ иконостасъ, можетъ быть, еще первой Георгіевской церкви.

(Образъ пустынно-жителя Онуфрія встрѣчается почти въ каждой церкви города Витебска и его окрестностей. По всему видно, что святой этотъ былъ особенно чтимъ мѣстнымъ населеніемъ. Такое почитаніе преподобнаго Онуфрія ​есть​ послѣдствіе распоряженія римскихъ папъ, въ особенности Венедикта XIV, который ​буллами​ 1743 и 1747 года отпускалъ грѣхи отъ семи до десяти ​летъ​, кто будетъ посѣщать монастыри базиліанскіе въ ​храмовые​ праздники въ дни преподобныхъ Онуфрія и Іосафата.)
Д. И. Рохлин. 1913. Акварель

Новое здание

В 1876 году было построено новое здание храма, так же деревянное, но совершенно в другом стиле. Средства на строительство собирали всем миром. Большую лепту внесла лепельская мещанка Евдокия Ланге[2].

Георгиевский храм разрушили в середине XX века.
Резные деревянные двери, были переданы в Национальный художественный музей Минска в 1947 году.

Описание

Изначально церковь представляла собой однокупольный двухсрубный храм. Основной сруб накрыт покатым шатром, завершающимся главкой. Алтарный сруб накрыт двух- или трёхскатной крышей. По бокам алтарного сруба созданы небольшие пристройки. Крыльцо накрыто двускатной крышей. Храм облицован вертикальными досками. Окна прямоугольные.

Храм 1876 года был возведён в ретроспективном русском стиле. Церковь имела 5 куполов, построена была на каменном цоколе, обшита деревянном тесом. К церкви примыкала колокольня[3].

Царские врата

Царские врата

Деревянные двустворчатые прямоугольной формы, украшены резьбой и раскрашены красками. Разделены растительными побегами на шесть клейм. В каждом клейме рельефное изображение святого на зеленом фоне: вверху Симеона Столпника и Николая Чудотворца, ниже — четырёх евангелистов с развернутыми евангелиями на коленях. Позы святых свободные, трактовка одежды обнаруживает формы фигур[4].

Хотя в описании Сементовского это были входные двери, сейчас они везде значатся, как алтарные царские врата.
Датированы приблизительно 1690 годом.

Из церкви были отправлены в витебское Церковно-археологическом древлехранилище (образовано в 1893). В 1919 году большинство экспонатов передано Витебскому губернскому музею, а с 1947 года находятся в Национальном художественном музее Беларуси (Минск), как образец так называемой «белорусской рези» (или «флемская резьба»).

Галерея

Примечания

  1. Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. — Витебск, 1884.
  2. Святыня Юрьевой горки
  3. http://www.radzima.org/be/object_comm/7513.html#comm2575
  4. Витебские царские врата. Белорусский энциклопедия : В 18 т. Т. 4: Воронецкий - Гольфстрим / Редкол .: Г. П. Пашков и др. - М .: БелЭн , 1997. - 480 с .: ил. ISBN 985-11-0090-0 (т. 4), ISBN 985-11-0035-8

Источники

  • Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  • Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. — Витебск, 1884.
  • Витебские царские врата. Белорусский энциклопедия : В 18 т. Т. 4: Воронецкий - Гольфстрим / Редкол .: Г. П. Пашков и др. - М .: БелЭн , 1997. - 480 с .: ил. ISBN 985-11-0090-0 (т. 4), ISBN 985-11-0035-8
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 1. А капэла — Габелен / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1984. — 727 с. — 9500 экз.