Унгерн, Рудольф Александрович — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Рудольф Унгерн '''Рудольф Александрович Унгерн''' (16 августа 1874 - 1942 или 1944)…») |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Родился в Харьковской губернии в небогатой семье остзейских немцев. Окончил кадетский корпус в Санкт—Петербурге. В 17 лет на выпускном вечере он сыграл Хлестакова. Его игру оценил ведущий артист Александринского театра Владимир Давыдов. Унгерн стал брать уроки актерского мастерства у режиссера Малого театра Александра Федотова. <br /> | Родился в Харьковской губернии в небогатой семье остзейских немцев. Окончил кадетский корпус в Санкт—Петербурге. В 17 лет на выпускном вечере он сыграл Хлестакова. Его игру оценил ведущий артист Александринского театра Владимир Давыдов. Унгерн стал брать уроки актерского мастерства у режиссера Малого театра Александра Федотова. <br /> | ||
− | Потом была служба в лейб-гвардии артиллерийской бригаде в Варшаве. В 1903 году он вышел в запас в звании поручика и посвятил себя театру, но к этому времени он решает стать не актером, а режиссером. | + | Потом была служба в лейб-гвардии 3 артиллерийской бригаде в Варшаве<ref name="ph">Возможно, это речь об однофамильце, т.к. в справочнике Рудольф Александрович Унгерн указан подполковником</ref>. В 1903 году он вышел в запас в звании поручика и посвятил себя театру, но к этому времени он решает стать не актером, а режиссером. |
Унгерн начинает работу помошником у реформатора театра Всеволода Мейерхольда в «Товариществе Новой драмы», сначала в Херсоне, затем в Тифлисе. <br /> | Унгерн начинает работу помошником у реформатора театра Всеволода Мейерхольда в «Товариществе Новой драмы», сначала в Херсоне, затем в Тифлисе. <br /> | ||
− | Когда в 1906 году Мейерхольд перешел главным режиссером театра Веры Комиссаржевской, он привел с собой Унгерна в качестве режиссера-репетитора. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила Мейерхольду уйти. <br /> | + | Когда в 1906 году Мейерхольд перешел главным режиссером театра Веры Комиссаржевской, он привел с собой Унгерна в качестве режиссера-репетитора. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева. <br /> |
+ | В 1906 году они приезжали с гастролями в Витебск, играли на сцене [[Городской театр|Городского театра]]. <br /> | ||
+ | В 1907 году Мейерхольд ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила Мейерхольду уйти. <br /> | ||
Мейерхольд начал работать в Александриинском театре, а Унгерн решил работать самостоятельно. | Мейерхольд начал работать в Александриинском театре, а Унгерн решил работать самостоятельно. | ||
Строка 19: | Строка 21: | ||
Целью Унгерна было создание образцово-показательных спектаклей, по которым можно учиться новому театральному искусству. 26 февраля Р. А. Унгерн создаёт студию драматического искусства и по его предложению осенью 1920 года Витебский городской театр был переименован в [[Губернский показательный театр]]. | Целью Унгерна было создание образцово-показательных спектаклей, по которым можно учиться новому театральному искусству. 26 февраля Р. А. Унгерн создаёт студию драматического искусства и по его предложению осенью 1920 года Витебский городской театр был переименован в [[Губернский показательный театр]]. | ||
− | В ноябре 1921 год Рудольф Александрович уже в Харькове, он становится во главе только что созданного экспериментального «Молодого театра». | + | В ноябре 1921 год Рудольф Александрович уже в Харькове, он становится во главе только что созданного экспериментального «Молодого театра». <br /> |
− | В 1924 он | + | В 1924 он Симферополе, художественный руководитель—заведующий художественной частью Крымского гос-драмтеатра. Поставил одиннадцать спектаклей. |
− | С 1926 год в Латвии. Рудольф Унгерн становится художественным руководителем и главным режиссером Рижского театра русской драмы. За время работы в Риге им было поставлено более 200 спектаклей. | + | С 1926 год в Латвии. Рудольф Унгерн становится художественным руководителем и главным режиссером Рижского театра русской драмы. За время работы в Риге им было поставлено более 200 спектаклей. <br /> |
− | В 1940 году Рудольф Александрович репатриировался в Германию, где и умер в 1942 году (по другим сведениям в 1944). | + | В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Рудольф Александрович репатриировался в Германию, где и умер в 1942 году (по другим сведениям в 1944). |
== Постановки Унгерна в Губернском показательном театре == | == Постановки Унгерна в Губернском показательном театре == | ||
Строка 46: | Строка 48: | ||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] | ||
[[Категория:Витебский ренессанс]] | [[Категория:Витебский ренессанс]] | ||
+ | [[Категория:Театральные деятели и кинематографисты]] | ||
+ | [[Категория:Жившие в Витебске]] |
Текущая версия на 09:53, 3 июля 2022
Рудольф Александрович Унгерн (16 августа 1874 - 1942 или 1944) — театральный режиссер, основатель витебского Губернского показательного театра.
Биография
Родился в Харьковской губернии в небогатой семье остзейских немцев. Окончил кадетский корпус в Санкт—Петербурге. В 17 лет на выпускном вечере он сыграл Хлестакова. Его игру оценил ведущий артист Александринского театра Владимир Давыдов. Унгерн стал брать уроки актерского мастерства у режиссера Малого театра Александра Федотова.
Потом была служба в лейб-гвардии 3 артиллерийской бригаде в Варшаве[1]. В 1903 году он вышел в запас в звании поручика и посвятил себя театру, но к этому времени он решает стать не актером, а режиссером.
Унгерн начинает работу помошником у реформатора театра Всеволода Мейерхольда в «Товариществе Новой драмы», сначала в Херсоне, затем в Тифлисе.
Когда в 1906 году Мейерхольд перешел главным режиссером театра Веры Комиссаржевской, он привел с собой Унгерна в качестве режиссера-репетитора. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.
В 1906 году они приезжали с гастролями в Витебск, играли на сцене Городского театра.
В 1907 году Мейерхольд ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила Мейерхольду уйти.
Мейерхольд начал работать в Александриинском театре, а Унгерн решил работать самостоятельно.
В 1908 году Театральный клуб Петербурга, учрежденный Союзом драматических писателей, решил создать свой театр-кабаре, который, оставаясь высокохудожественным и экспериментальным, должен был ориентироваться на массового зрителя. Одновременно были созданы два театра В. Мейерхольда и театрального критика А. Кугеля. Победил проект Кугеля «Кривое зеркало», с которым сотрудничал Унгерн.
В январе 1909 года с феноменальным успехом прошла пародийной постановки «Вампука, принцесса африканская»[2]. Позже Унгерн назовет «Вампуку» любимым детищем. В 1910 году Унгерн ушел из «Кривого зеркала».
После Октябрьской революции Рудольф Александрович некоторое время служил режиссером в передвижной труппе, которая играла на фабриках и заводах.
Летом 1919 года в Петрограде начинает работу Еврейский камерный театр, бывший по сути театральной студией. Здесь Унгерн осуществил ряд постановок, в том числе знаменитую трагедию К. Гуцкова «Уриэль Акоста» с С. Михоэлсом в заглавной роли.
В декабре 1919 года Рудольф Унгерн приехал в Витебск. Он поставил в городском театре несколько спекталей. Наиболее популярны в начале 1920 года были следующие пьесы: «Звезда Севильи» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Дети Солнца» М. Горького.
Целью Унгерна было создание образцово-показательных спектаклей, по которым можно учиться новому театральному искусству. 26 февраля Р. А. Унгерн создаёт студию драматического искусства и по его предложению осенью 1920 года Витебский городской театр был переименован в Губернский показательный театр.
В ноябре 1921 год Рудольф Александрович уже в Харькове, он становится во главе только что созданного экспериментального «Молодого театра».
В 1924 он Симферополе, художественный руководитель—заведующий художественной частью Крымского гос-драмтеатра. Поставил одиннадцать спектаклей.
С 1926 год в Латвии. Рудольф Унгерн становится художественным руководителем и главным режиссером Рижского театра русской драмы. За время работы в Риге им было поставлено более 200 спектаклей.
В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Рудольф Александрович репатриировался в Германию, где и умер в 1942 году (по другим сведениям в 1944).
Постановки Унгерна в Губернском показательном театре
- «Бедность не порок», А. Островский;
- «Василиса Мелентьева», А. Островский;
- «Тяжёлые дни», А. Островский;
- «Ревизор», Н. Гоголь;
- «Женитьба», Н. Гоголь;
- «Лекарь поневоле», Мольер;
- «Стенька Разин», Ю. Юрьин;
- «Поджигатели», А. Луначарский;
- «Овод», Э. Войнич.
Примечания
- ↑ Возможно, это речь об однофамильце, т.к. в справочнике Рудольф Александрович Унгерн указан подполковником
- ↑ Спектакль продержался на сцене много лет, последний раз был показан в 1930 году