Троицкая церковь (Марков монастырь)

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Церковь Святой Троицы, до 1865

Церковь Святой Троицы — несохранившийся соборный храм православного Свято-Троицкого Маркова мужского монастыря. Основана в 1633, заново отстроена после пожара в 1690—91, разрушена в 1920-е годы.

Памятник деревянной архитектуры Витебской школы зодчества.

Находилась в 20-30 метрах к северо-востоку от Покровской (ныне Казанской) церкви монастыря.

История

Первоначальная деревянная Троицкая церковь заложена при восстановлении Маркового (Марковского) монастыря князем Львом-Самуилом Богдановичем Огинским в 1633 году. В 1690 году сгорела в пожаре.

Церковь была восстановлена на старом каменном фундаменте сыном Льва Огинского Симеоном-Карлом в том же 1690 году, а освящена 31 мая 1691 года в день сошествия Св. Духа черниговским архиепископом Лазарем Барановичем. Симеон-Карл Огинский являлся католиком, но восстановил православную церковь согласно фундушевой грамоте своего отца.

14 августа 1839 года храм был заново освящён полоцким епископом Исидором (Никольским) и оршанским епископом Василием (Лужинским). Перед этим в церкви были заменены полы (с кирпичных на деревянные) и обновлена роспись стен и куполов.

Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 5 июля 1926 года «О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, объявленных государственным достоянием» «Деревянная церковь Маркова Монастыря около Витебска» была включена в список из 94 белорусских памятников искусства, старины, быта и природы, в том числе 55 памятников архитектуры. (См. Охрана памятников историко-культурного и природного наследия) Но уже через несколько лет охраняемый памятник архитектуры был уничтожен.

Описание

Летний собор в честь Пресвятой Троицы, начало XX века

Деревянный четырёхсрубный храм крестово-центрической композиции на каменном фундаменте. Три сруба были пятигранными, четвёртый (западный) прямоугольный в плане. Между крыльями трансепта и алтарным срубом находились многогранные ризницы. Срубы были перекрыты сомкнутыми куполами и накрыты пятью гонтовыми шатрами с луковичными главками с позолочёнными крестами. По периметру здание церкви окружалось крытой галереей (папертью) на резных столбах с крыльцом при входе, накрытым шатром. Снаружи стены были облицованы досками с наличниками. Окна двойные полуциркульные. Входные двери богато украшены резьбой и живописью.

В интерьере притвор (и частично крылья трансепта) был по периметру опоясан узкими хорами, находящимися на половине высоты церкви. Стены и своды храма были полностью покрыты 158 композициями на библейские, евангельские и апокрифичные сюжеты, и 10 образами святых на стенах клиросов. Росписи выполнены масляными красками. Их авторами являлись местные мастера — Павел Игнатович и крепостной Иван. Русский художник Илья Репин, при посещении храма в конце XIX века, отметил росписи как творчество талантливого самоучки, который придал фигурам много жизни и движения. Пятиярусный резной иконостас храма окрашен «золотой» краской и частично позолочен. В алтаре, над престолом, находился балдахин с резными украшениями, установленный на 4 резных посеребренных колоннах.

Вот как описывает храм в примечаниях к альбому своих рисунков Д. М. Струков (Д. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867, с. 19): "Внутри ограды стоит деревянная соборная церковь (рисунок 105); при входе на паперть с западной стороны над дверью в клейме надпись «Сей храм создася во славу Св. Троицы АХЧ (1690) Мая И (8)», около той же двери на стене паперти укреплен деревянный крест с надписью «Сей храм благословением преосвященного Его Милости пастыря Отца Лазаря Барановича Милостию Божию Православного Архиепископа Черниговского благочестивым иеромонахом Феофаном Ивановичем Игуменом сего монастыря Марковского в честь славу Святыя и Живоначальныя Троицы освятил я лета от Рождества Христова АХЧА (1691) мца Мая в день сошествия Стаго Духа». В светлом и удобном храме иконостас резной, многоярусный, очень хорошей работы 17 века, так же и клиросы, Стены расписаны по бревнам сплошно от самого плафона купола и до полу: покрыто живописными изображениями: 1-й ряд Печерския Святые, картины из жизни их и библейская история, 2-й ряд Притчи Евангельские, 3-й ряд из Деяний Апостолов, 4-й ряд видения Ветхозаветных святых, 5-й ряд из жизни Спасителя и 6-й ряд видения Св. Иоанна Богослова из Апокалипсиса, все с подписью текстов". с. 19.

Отличием Троицкой церкви от многих других деревянных православных храмов Речи Посполитой являлись достаточно высокие шатры, что, по мнению историка архитектуры Т. Габрусь, является заимствованием из облика российских деревянных церквей.

Из статьи архитектора Павлинова. 1893 год

Церковь во имя св. Троицы, какъ и двѣ выше разсмотрѣнныя церкви, имѣетъ крестовый планъ, подобный Ильинской церкви. Его три выступа тоже срѣзаны по угламъ, а западный — прямоугольный. Церковь обнесена кругомъ открытой галлереей на фигурныхъ столбахъ. Всѣ выступы кончаются шатровыми крышами, такъ что храмъ представляется тоже пятиглавымъ. Къ сожалѣнію, существующій фасадъ церкви видимо недавно отдѣланъ вновь. Выкрашенныя стѣны, лопатки съ іоническими капителями, поздніѳ карнизы съ итальянскими гуськами со значительно выдающимися слезниками и парапетами надъ ними, наконецъ, самая галлерея съ полукруглыми возвышеніями надъ входами и неправильнымъ расположеніемъ вокругъ алтарнаго выступа несомнѣнно указываютъ на позднюю, недавнюю передѣлку церкви. Такимъ образомъ церковь снаружи окончательно потеряла свой древній видъ, съ которымъ можно познакомиться въ трудѣ Батюшкова[1], гдѣ она очевидно снята до ея передѣлки.
Обращаемъ внимапіѳ на сохранившіяся древнія двери, ведущія съ галлереи въ церковь съ западной и южной сторонъ. Западный сходъ представляетъ двѣ створы и наличникъ, богато украшенные рѣзьбою. Собственно наличникъ состоитъ изъ простого орнамента на мотивъ побѣгуна съ бусой съ внутренней стороны. Надъ наличникомъ изображена св. Троица: Богъ Отецъ съ благословляющей десницей, Богъ Сынъ со скипетромъ въ правой рукѣ и Св. Духомъ подъ видомъ бѣлаго голубя. Ниже два медальона съ надписями. По обѣимъ сторонамъ изображены два ангела въ бѣлыхъ одеждахъ, до половины скрытые въ орнамертѣ, напоминающемъ профиль западнаго кронштейна. Створы окаймлены тѣмъ же побѣгуномъ, какъ и самый наличникъ, но только въ болѣе молкихъ размѣрахъ. Средину каждой створы заполняете орнаменте изъ стеблей и листьевъ въ три завитка; въ верхнихъ завиткахъ помѣщены двѣ большія розетки, въ срединѣ ихъ — медальонъ и корона, подъ которой буквы S. К. О., означаютъ вѣроятно, иниціалы строителя церкви, Симеона-Карла Огинскаго. Ниже въ четырехъ завиткахъ изображеніе символовъ евангелистовъ съ надписями. Въ настоящее время всѣ эти орнаменты безвкусно раскрашены яркими красками, отчего много теряютъ.
Вторая дверь съ южной стороны меньшихъ размѣровъ, обдѣлана въ настоящее время простымъ бѣлымъ наличникомъ, разукрашеннымъ сверху гербомъ и тѣми же иниціалами Огинскаго. Весьма вѣроятно, что если надъ дверью въ былое время былъ наличникъ, то онъ былъ рѣзной. Сама дверь сохранилась и состоите изъ одной створы, раздѣленной на два квадрата, украшенныхъ серафимами, которые, къ сожалѣнію, расписаны весьма неизящно темно-краснымъ цвѣтомъ.
Внутренность церкви расписана по доскамъ и не представляетъ никагого интереса. Къ западнымъ частямъ боковыхъ выступовъ примыкаютъ хоры съ балюстрадой, подпертые столбами <...> Въ ризницѣ находятся: древній дискосъ, звѣздица, лжица и потиръ, серебряные, позолоченные, покрытые изображеніями и молитвенными изрѣченіями, обыкновенными для подобныхъ сосудовъ. Тутъ же два серебряныхъ блюда; на одномъ изображеніе Знаменія и надпись: „Все упованіе мое къ Тебѣ возлагаю — Мати Божія сохрани мя — во своемъ..." На оборотной сторонѣ: „Живоначальныя Троицы Марковскаго обрѣтающіеся въ воеводствѣ..." Двѣ митры XVIII вѣка, изъ которыхъ одна поднесена въ 1759 г. архимандриту Іосифу Млынскому генераломъ-лейтенантомъ и кавалеромъ Петромъ Иваиовичемъ Боборыкинымъ. Кромѣ того бархатная риза, съ богато шитымъ оплечьемъ, вѣроятно, XVII стол, и икона Николая Чудотворца новгородскаго письма.

Павлинов А.М. Деревянная церковь в Витебске. // Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 г. / Под ред. гр. Уваровой и С.С. Слуцкого. — М.: 1895. — Т.1

Галерея

Примечания

  1. Батюшков, П. Н. Белоруссия и Литва : исторические судьбы Северо-Западного края : с одной хромолитографией, 99 гравюрами и картой / с высочайшего соизволения издано при Министерстве внутренних дел П. Н. Батюшковым. - С.-Петербург : Типография товарищества "Общественная Польза", 1890. - XXIV, 376, 183 с

Источники

  • Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  • Павлинов А.М. Деревянная церковь в Витебске. // Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 г. / Под ред. гр. Уваровой и С.С. Слуцкого. — М.: 1895. — Т.1
  • М. Ткачоў, Т. Габрусь, А. Кулагін, Ю. Чантурыя. Страчаная спадчына. — Мiнск: 1998
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 1. А капэла — Габелен / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1984. — 727 с. — 9500 экз.