Соллертинский, Иван Иванович

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Sollertinskiy Ivan Ivanovich.jpg

Соллертинский Иван Иванович (20 ноября(3 декабря) 1902, Витебск — 11 февраля 1944, Новосибирск) — историк музыки, театра, литературы.

Родители

Иван Иванович Соллертинский (22 августа 1850 — 24 июня 1907[1]) Сын православного священника [Рязанской епархии]. По окончании полного курса наук в Санкт-Петербургском университете по юридическому факультету с 13 июня 1875 года в Санкт-Петербургском окружном суде.
Возложено управление 1 уголовным отделением МЮ 11 февраля 1887.
Произведен в дейст.стат.сов. 1 января 1891.
Назначен председателем Петрозаводского окружного суда 30 марта 1894.

Переведен на должность Председателя Витебского окружного суда 8 декабря 1898.
Назначен почетным мировым судьей Витебского округа с 1 апреля 1899 года.
Произведен в тайные советники 1 января 1903.
Назначен старшим председателем Харьковской судебной палаты 19 декабря 1903.
Назначен почетным мировым судьей по Витебскому уезду на трехлетие с 1 апреля 1905.

Именным Указом ПС 15 марта 1906 года повелено присутствовать в Прав.Сенате с возложением исполнения обязанности Обер-прокурора Уголовного кассационного Департамента с 15 марта 1906.
Именным Указом пожаловано быть Товарищем Министра юстиции 3 мая 1906 года.
Уволен согласно прошению по Именному Указу ПС 17 января 1907 согласно прошению с оставлением в звании сенатора.

Женат первым браком на девице дворянке Екатерине Иосифовне Бобашинской; имеет сына Ивана, родившегося 20 ноября 1902 года, дочь Екатерину, родившуюся 8 августа 1904 года [в Харькове] и сына Василия, родившегося 7 августа 1906 года [в Гатчине[2]].

Биография

Родители познакомились в Витебске. Жили на Гоголевской улице, там и родился первенец Иван.

После Октябрьской революции военный коммунизм привёл Петроград к инфраструктурному коллапсу и голоду. Летом 1919 года Елена Иосифовна с детьми едет к родне в Витебск.

Иван Иванович учился в Александровской гимназии. В своих воспоминаниях профессиональный эстрадный мнемотехник Михаил Куни рассказывает об их ученической дружбе[3].

В 1921 году поступил в Петроградский Университет, одновременно до 1923 года был студентом Института истории искусств, где изучал театроведение. Здесь же он прошел аспирантуру. В середине 1920-х учился у Николая Малько, которого знал еще по Витебску.

В 1924 году окончил Ленинградский университет, выступал с лекциями, как критик-публицист по вопросам искусства, психологии и эстетики.
В 1929—1944 гг. в Ленинградской филармонии, с 1939 (1940[4]) года — её художественный руководитель. С 1936 года одновременно в Ленинградской консерватории, профессор (1939).

И. И. Соллертинский автор статей по западно-европейской музыкальной классике, хореографии, литературе, театральному искусству, советской и зарубежной музыке. Выступал как лектор и критик-публицист по вопросам эстетики, психологии, искусства.

Сочинения

  • «Болт» Шостаковича. — Л., 1931
  • Гектор Берлиоз. — М., 1932
  • Густав Малер. — Л., 1932
  • Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. — Л., 1932
  • Жак Оффенбах. — Л., 1933
  • Арнольд Шёнберг. — Л., 1934
  • Леди Макбет Мценского уезда: опера Шостаковича. — Л., 1934
  • Четвёртая симфония Брамса. — Л., 1935
  • Вторая симфония Брамса. — Л., 1935
  • Джакомо Мейербер. — Л., 1936
  • Риголетто: опера Верди. — Л., 1936
  • Глюк. — Л., 1937
  • Кармен: опера Бизе. — Л., 1937
  • «Волшебная флейта» Моцарта. — Л., 1940
  • «Фиделио» Бетховена. — Л., 1940
  • Седьмая симфония Брукнера. — Л., 1940
  • Третья симфония Брамса. — Л., 1941
  • Симфонии Брамса. — М., 1959
  • Романтизм: его общая и музыкальная эстетика. — М., 1962
  • Заметки о комической опере. — М., 1962
  • Статьи о балете. — Л., 1973

Память

Примечания

  1. от рака легких
  2. Брат И. И. Соллертинского Василий в то время был директором Гатчинской учительской семинарии и действительным статским советником
  3. За спиной у него висел туго набитый ранец, в руках были связки книг. Он имел вид походной библиотеки. Гимназическая фуражка на нем представляла собой нечто невообразимое: козырек был всегда расколот пополам. Что касается пальто, то я бы не сказал, что оно было застегнуто на все пуговицы (согласно гимназическому уставу), потому что всех пуговиц не было. Кроме того, он был драчун. Причиной всевозможных столкновений являлся его голос, какой-то высокий и пронзительный.
    Между учениками коммерческого училища и гимназистами александровской гимназии во время каникул в знаменитых «березках» обычно шли бои. В центре Витебска высоко на горе была чудесная березовая аллея, в которой мы совершали наши вечерние прогулки. И порой дрались.
    В одном из таких боев книгоноша навалился на меня всем своим телом и пропищал мне в ухо:
    — Марки есть?
    — Сколько?
    Я решил, что он просит выкуп.
    — Давай меняться.
    Так начались наши знакомство и дружба. Он оказался очень добрым и хорошим товарищем. А память у него была превосходная. Он мог назвать каждую марку, изображение, цвет, какой она страны, время ее выпуска и т.д. Как-то он сказал:
    — У меня память лучше, чем у тебя.
    Мы часто поднимались с ним на лодке вверх по течению. Грести он почему-то любил, лишь когда мы плыли вниз. Но зато когда приходилось грести мне, он не переставая читал стихи. «На заказ», любого автора и в неограниченном количестве.
    Мы любили нашу реку как-то особенно, самозабвенно. Весной на время половодья по ней гнали караваны плотов в Рижский залив, а оттуда — за границу. Часами мы стояли на берегу возле моста. Нередко нам приходилось видеть, как плот налетал на бык. За несколько десятков метров плотогон уже видит, что плот идет на бык и спасти его нет никакой возможности, страшно теряется, особенно молодой, бросает рулевое весло, которое впереди, бежит в конец плота и кричит: «Ратуйте!» А когда плот вдребезги разбивается и застревает между быками, начинается нечто невообразимое: плоты наскакивают один на другой, и плотогонам ничего не остается, как прыгать в воду и вплавь добираться до берега.
    Однажды во время такой катастрофы мы с Соллертинским катались в легкой лодке, и когда он увидел вдали барахтающегося плотогона, неистово закричал: «Давай мне весла!» (хотя мы поднимались вверх по течению). Он греб с таким ожесточением и такой силой, что мы через несколько минут были у цели. Плотогон ухватился за борт, и мы перевернулись.
    Очнулись на набережной, в трактире, голые, продрогшие. Потом, много лет спустя, мы с Соллертинским при встречах каждый раз с удовольствием и некоторой грустью вспоминали прогулки по реке, рукопашные бои и наши витебские «березки»...
    Куни М.А. «О памяти, о воле, о себе». Журнал «Молодая гвардия», 1978, № 1–3, 5
  4. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.14: Рэле — Слаявіна / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2002. — Т. 14. — С. 122. — 512 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0238-5 (т. 14)

Галерея

Источники

  • Смольскі Б. С. Салярцінскі Іван Іванавіч // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.14: Рэле — Слаявіна / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2002. — Т. 14. — С. 122. — 512 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0238-5 (т. 14)
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 4. Накцюрн — Скальскі / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 742 с. — 9500 экз.

Ссылки