Минин, Ефим Семёнович
Ефим (Евфимий) Семёнович Минин (9 (21) октября 1897, Сураж[1] — 29 декабря 1937, Витебск) — белорусский график. Преподавал в Витебском художественном училище. Основной темой творчества были городские пейзажи Витебска. Расстрелян.
Содержание
Биография
Дед — Тимофей Иванович Минин был главой староверческой общины, имел 10 детей и прожил 103 года.
Отец — Семён Тимофеевич (1860—1940), суражский мещанин.
Мать - Анна Михайловна Казакова (1866—1909) была дочкой начетника староверческой общины.
Позднее Минин с родителями переехал в Витебск, где жил по адресу Суражская ул., 33[1].
Минин учился в городском, а с апреля 1913 по апрель 1915 года в Коммерческом училище, одновременно посещал школу-студию Ю. Пэна .
В 1915 году начал учебу в Петроградском лесном институте[2].
Во время Первой мировой войны в мае 1916 года Минин был призван в армию и направлен в Михайловское артиллерийское училище[1].
После демобилизации он дважды (в августе 1918 и сентябре 1921) пытался вернуться к учёбе, но оба раза не приступал к ней[1]. В Витебске занимался у Пэна (1918—1919).
В 1919 году недолгое время служил в Красной армии в 33-й военно-инженерной дружине (ополчении), которую возглавлял его старший брат Сильвестр.
С 1920 года учился Народном художественном училище (у Пэна и С. Юдовина, а с лета 1922 года по 1923 год преподавал в Витебском художественно-практическом институте историю искусств, позднее рисунок и гравюру.
В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на Бухаринской улице в неприспособленное здание Любавичской синагоги (улице Володарского, 15.
Ректор И. Гаврис был уволен, а директором техникума назначен приехавший из Велижа скульптор Михаил Керзин. Последователь академизма и «реализма» он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С. Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
Минин до конца 20-х годов преподавал в Витебском еврейском педагогическом техникуме.
В 1927 жил в Витебске по адресу ул. Ленина, 32[1].
С декабря 1930 года, после того как Керзин был отстранён от руководства, Минин вновь начинает преподавать в Белорусском государственном художественном техникуме (БГХТ), уже на полиграфическом отделении.
С начала 1931 года снимал жильё на Ветеринарной улице, 20 (у гражданки Горбатенковой), до этого снимал небольшое помещение на углу улиц Советской и Смоленской на втором этаже прямо над подворотней.
Жена — Елена Петровна Самоквасова (ум. 1995).
Минин был большим патриотом Витебска. Член товариществ краеведения и библиофилов, белорусского общества художников, Комиссии истории искусства ИБК. Участвовал в иллюстрировании многих витебских изданий.
В период массовых репрессий в январе 1933 года выходец из ВЧК-ГПУ Виталий Вольский (короткое время был директором Белорусского художественного техникума, когда туда вернулся преподавать Е. Минин) опубликовал в республиканском журнале «Мастацтва і рэвалюцыя» статью-приговор «Аб рэцыдывах нацыянал-дэмакратызму ў творчасці мастака Мініна».
О стиле статьи-доноса даёт представление цитата про книжный экслибрис.
Экслібрыс, зроблены для Шлюбскага, характэрны сваім голым этнографізмам. У цэнтры яго знаходзіцца курган. З левага боку кургана сядзіць стары селянін і грае на цымбалах. На кургане сядзіць таксама стары і грае ў дуду. Побач з ім яшчэ адзін стары ў саламяным капялюшы стаіць і грае на трубе. Нацдэм Шлюбскі з задавальненнем знаходзіў у гэтых экслібрысах работы Мініна яскравыя адбіткі беларускага „нацыянальнага адраджэння
Сразу же статья была перепечатана в других изданиях, в том числе в газете «Віцебскі Пралетары».
Ефим Минин был арестован в ноябре 1937 в Витебске. Постановлением Комиссии Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Прокуратуры СССР от 19.11.1937 приговорен к расстрелу, как участник «Польской организации войсковой» (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa, хотя существовала только во время Первой мировой войны в 1930 годы такое обвинение было типовым)
Творчество
Е. С. Минин начал участвовать в художественных выставках с 1925 года. Работал преимущественно в технике ксилографии.
Среди работ Е. С. Минина:
- Серия ксилогравюр «Старый Витебск» (1926—1928)
- «Памятники деревянного зодчества Белоруссии» (1927—1925)
- «Война» (1932)
- Серия акварелей «Витебск» (1932)
- Живописное полотно «Цех Витебской фабрики очков» (1935)
- Портреты «Гомер», «Бальзак» (1928)
- Иллюстрация к рассказу «Муму» И. Тургенева.
Экслибрисы работы Е. С. Минина в 1928 году экспонировались на выставке Международного общества книжного знака в Лос-Анджелесе.
Галерея
Минин Е. С. "Костёл святого Антония". Гравюра на дереве 1927 год.
Ильинская церковь. 1927 год.
«Над Витьбой. (Подлог)».1928. Гравюра на дереве. На заднем плане - Николаевская церковь на Богословской улице
«Черная Троица», 1928, гравюра на дереве
Ефим Минин. Книжный знак Витебского государственного музея. Экслибрис. 1932
Примечания
Источники
- Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 9500 экз.
- Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-ти т. Т. 5: Биографический справочник / Редкол. И. П. Шамякин (гл. редактор) и др. — Мн.: БелСэ им. П. Бровки, 1981. — Т. 5. — 740 с., ил. — 50 000 экз.
- Людміла Налівайка, Яўген Шунейка. Вяртанне з небыцця: мастак Яфім Мінін // Пра час «Узвышша»: матэрыялы Узвышаўскіх чытанняў (Мінск, 2008—2010). Вып. 5 / уклад. Г. В. Запартыка, В. В. Жыбуль, У. Г. Кулажанка; навук. рэд. М. І. Мушынскі. — Мінск: РІВШ, 2011. — С. 267—274 — 308 с.
- Архив НИПЦ «Мемориал». Ф.1. Оп. 1. Д. 3073
Ссылки
- Барыс Крэпак «Золата — не золата, не пабыўшы пад молатам» (1). kimpress.by.
- Барыс Крэпак “Золата — не золата, не пабыўшы пад молатам” (2). kimpress.by.
- Исаков Г. П. Петроград-Ленинград и Витебск: контакты и связи в художественном образовании (Искусство и культура. – 2016. – № 3(23). – С. 96–107