Марков монастырь — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Галерея)
Строка 18: Строка 18:
 
С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.
 
С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.
  
В 1654 году патриарх Никон дарит монастырю его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
+
В 1657 году патриарх Никон дарит монастырю его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
  
 
=== Период активного строительства ===
 
=== Период активного строительства ===
 
[[Файл:Gravura.jpg|thumb|200px|left|Вид монастыря, до 1865 года]]
 
[[Файл:Gravura.jpg|thumb|200px|left|Вид монастыря, до 1865 года]]
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная [[церковь святой Троицы (Марков_монастырь)|церковь св. Троицы]]. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.
+
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная [[Троицкая церковь (Марков_монастырь)|церковь св. Троицы]]. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.
  
 
В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, ''церковь св. Параскевы''. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах<ref name="stat1884">Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год</ref>.
 
В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, ''церковь св. Параскевы''. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах<ref name="stat1884">Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год</ref>.

Версия 15:44, 29 июля 2011

Найти на карте: Карта Визиком G Я

Казанская церковь Маркова монастыря
Свято-Троицкий Марков мужской монастырь — один из двух действующих православных монастырей (и единственный мужской) Витебска. Согласно легенде, основан неким Марком в XIV—XV веках.

Расположен в юго-западной части города, на Марковщине. Адрес: улица Максима Горького, 84-а.

История

По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк, владевший участком земли в 4 верстах от города, построил на нём небольшую часовню. Марк стал жить при ней, и вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события — доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в XIV или XV веках.

Через некоторое время, по неизвестным причинам, монастырь перестал сущестовать, а его церковь стала приходской. В 1576 году польский король Стефан Баторий даёт жалованную грамоту Феофану-Богдану Рыпинскому на сан полоцкого архиепископа. В грамоте Баторий называет Рыпинского «Марковским протопопом[1]», что говорит о том, что Марковский приход имел значение, поскольку его настоятель воздвигался на сан архиепископа.

В XVII веке православная церковь подвергалась угнетению со стороны униатов. В самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города.[2] В 1633 году князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий (Трокский), с женой Софией, будучи православными, закладывают новый Марков (Марковский) монастырь: строят деревянную Троицкую церковь и кельи для монахов. А в 1638 (1642?) Лев Огинский грамотой закрепляет за монастырём имения Марково и Шидловщина, купленные у Яна Киселя Загоранского и Мартина Шидловского. В 1651 году игуменом монастыря Каллистом Дорофеевичем Риторайским была построена деревянная Покровская церковь[3]. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским, а те, в свою очередь, патриарху Константинопольскому.

С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.

В 1657 году патриарх Никон дарит монастырю его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

Период активного строительства

Вид монастыря, до 1865 года

В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная церковь св. Троицы. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.

В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, церковь св. Параскевы. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах[4].

Единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Это каменная Покровская церковь (ныне переосвящена в Казанскую).

За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1780 (перестр. в 1856) году была построена деревянная Николаевская церковь.

На самом берегу Западной Двины, также существовала часовня в честь св. Николая. В народе она называлась ласково — именем Миколушки.[3]

Также в монастыре были построены: каменная двухъярусная (третий ярус построен в XIX веке) колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.

В 1751 настоятель монастыря Серапион Пчелка, сам перейдя в унию, попытался перевести обитель в униатство, однако этому воспрепятствовала фундушевая грамота князя Льва Огинского, согласно которой монастырь должен был всегда оставаться православным, а также усилия следующего игумена Иакинфа Пелкинского[5]. По другой версии, витебский униатский декан Казимир с шляхтой ворвались в монастырь, схватили игумена Серафима Кочета, монахов разогнали и монастырь на некоторое время перешёл в унию[6]. При попытке ввести монастырь в унию монастырь был разграблен, похищены ценные предметы, документы и привилеи. [7]

Российский период

До 1893 года

В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 — к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии.

В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.

В 1833 году монастырь отдан под юрисдикцию вновь открытой Полоцкой епархии.

В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.

В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви.

Советский период

С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. Монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.

На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.

После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже - шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой и хозяйственные корпуса, колокольня (её снесли в конце 1970-х).[8]

23 ноября 2000 года монастырь был восстановлен решением Святейшего Синода Белорусской Православной церкви. В последние годы была реставрирована церковь Казанской иконы Божией Матери.

При монастыре действуют: библиотека и воскресная школа, трапезная для малоимущих, приют для бездомных.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Протопоп — протоиерей, обычно настоятель храма
  2. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Том 6
  3. 1 2 Брошюра «Свято-Троицкий Марков мужской монастырь», издание монастыря
  4. Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год
  5. Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  6. Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. — СПб., 1855.
  7. Теплова В. А. Православная историко-культурная школа Беларуси конца XVIII - нач. XX вв.: генезис и традиции
  8. http://vitebskbiker.info/guide/settlements/vitebsk/markovschina