Лисицкий, Лазарь Маркович
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий) (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда.
Содержание
Биография
Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года на станции Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Учился в реальном училище Смоленска, живя у своего деда. Летние каникулы проводил в Витебске, где в 1903 году начал заниматься в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. После окончания училища поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия), которое окончил в 1914 году. Затем, для получения российского диплома, ещё два года (1915—1916) проучился в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву.
После получения образования Лазарь Лисицкий входил в кружок еврейской национальной эстетики «Шомир»[1][2], созданный в конце 1916 года. Активное участие в «Шомире» принимала витебская художница Полина Хентова, в которую Лисицкий был безответно влюблён.
Лисицкий принимал участие в выставках Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.).
Летом 1918 года Лисицкий с Хентовой уезжают в Киев. Там они активно включаются в работу Художественной секции украинской Культур-Лиги[3], созданного в апреле еврейского объединения.
В 1919 году Полина Хентова уезжает к родственникам в Витебск. Вслед за ней приезжает Лисицкий, которому Марк Шагал предлагает руководство архитектурной мастерской Витебского Народного художественного училища[4]. Так как, архитектурную мастерскую планировалось открыть только осенью 1919, то по приезду в Витебск Лисицкий подготавливал иллюстрации для витебских газет, создал декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена. С сентября 1919 до осени 1920 Лазарь Лисицкий преподавал в архитектурной мастерской.
Во многом благодаря Лисицкому, увлекавшемуся супрематизмом, в ноябре 1919 года в Витебск приехал преподавать создатель супрематизма Казимир Малевич. Вместе с Малевичем, Лазарь Лисицкий участвовал в создании и работе авангардного художественного объединения УНОВИС. Лисицкий и Малевич декорировали здания города к праздникам в супрематическом стиле, создали торжественное убранство театра к второй годовщине витебского Комитета по борьбе с безработицей, устраивали выставки, философские диспуты. В Витебске Л. Лисицкий впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий.
Летом 1921 года Лисицкий был вызван в Москву во ВХУТЕМАС [5] вести курс истории архитектуры и монументальной живописи.
В 1920 году Полина Хентова через Киев выехала в Берлин. Лисицкий поехал за ней в Германию.[6] [7] В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии.
В 1922 г. вместе с И. Г. Эренбургом основал журнал «Вещь», в 1925 г. совместнос М. Штамом и Г. Шмидтом — журнал «АВС», а также с Г. Арпом в Цюрихе издал книгу-монтаж «Кунстизм»[8]. Вступил в голландскую группу «Стиль».
После возвращения в Москву занимался оформлением книг, журналов, плакатов. С 1926 года преподавал в ВХУТЕИНе[9], вступил в ИНХУК[10]. Создал несколько архитектурных проектов.
Умер 30 декабря 1941 года в Москве. За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат «Давайте побольше танков... Всё для фронта! Всё для победы!».
Творчество
Ранние годы активной творческой деятельности Л. Лисицкого, в основном, были отданы оформлению книг на идише («Пражская легенда» М. Бродерзона, 1917; «Козочка», 1919; «Украинские народные сказки», 1922, и др.). Первоначально, национальная тема был главной для художника, заставляя стремиться к созданию нового еврейского искусства.
Но революционные годы пробуждали в творцах того времени космополитизм, не стал исключением и Лазарь Маркович. Под влиянием Малевича Лисицкий погружался в мир супрематизма. Это выражалось в создании супрематических плакатов, оформлении книг («Супрематический сказ про два квадрата», 1922). Одной из самых известных работ Лисицкого стал плакат «Клином красным бей белых», отпечатанный в Витебске в 1920 году. В Витебскому периоду творчества относится также плакат «Победа над солнцем»[11].
В 1919—24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами». Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции.
Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923—25). В 1930—1932 гг. в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». В 1930-х гг. Эль Лисицкий оформлял журнал «СССР на стройке», альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА»[8].
Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет.
Галерея
Церковь святой Троицы (Чёрная Троица) в Витебске. 1910.
Большая синагога в Витебске. 1917.
Источники
- Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001 г. — 256 с. — ISBN 5-7859-0117-X
- Лисицкий Лазарь Маркович // БСЭ
- Эль Лисицкий в Еврейской электронной энциклопедии
- Художник книги Эль Лисицкий
- Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз.
- Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6
Примечания
- ↑ Яков Брук. Из художественной жизни революционной Москвы. Кружок еврейской национальной эстетики «Шомир»
- ↑ Яков Брук. Яков Каган-Шабшай и Марк Шагал
- ↑ Клер Ле Фолль. Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа
- ↑ Ракитин Василий. Илья Чашник. Художник нового времени / Науч. ред. Ирина Лебедева, Андрей Сарабьянов, Александра Смирнова. — М.: RA, Palace Editions, 2000. — С. 10. — 2000 экз. — ISBN 5-85164-077-4.
- ↑ Высшие художественно-технические мастерские
- ↑ Он был в неё безумно влюблен, а она к нему совершенно равнодушна, может быть, только ценила как художника. Он из-за неё стрелялся, прострелил себе лёгкое и потом из-за этого болел всю жизнь. Об этом никто не знает, мне это рассказала жена Лисицкого Софья Кюпперс.
- ↑ мое внутреннее положение совершенно личного характера, ни с искусством, ни с моим отношением к чему-либо нас связующему не имевшее. Это меня на пару лет от очень многого оторвало1. Теперь я опять возвращаюсь в жизнь, если уж болезнь не подведет. 6 сентября 1924 года
- ↑ 1 2 Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6
- ↑ Высший художественно-технический институт
- ↑ Институт художественной культуры
- ↑ Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз