Лисицкий, Лазарь Маркович — различия между версиями
Andrey (обсуждение | вклад) (К 120-летию Эля Лисицкого...) |
Andrey (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | [[Файл:El-lisickiy1.jpg|thumb]] | ||
'''Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий)''' (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда. | '''Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий)''' (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда. | ||
Строка 6: | Строка 7: | ||
После получения образования Лазарь Лисицкий участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.). | После получения образования Лазарь Лисицкий участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.). | ||
− | + | [[Файл:Lisickiy-vvitebske.jpg|thumb|left|Л. Лисицкий в мастерской Народного худ. училища, 1920]] | |
В мае 1919 года, по приглашению [[Марк Шагал|Марка Шагала]], приехал в Витебск для руководства архитектурной мастерской [[Витебское Народное художественное училище|Витебского Народного художественного училища]]. Так как, архитектурную мастерскую планировалось открыть только осенью 1919 по приезду в Витебск Лисицкий подготавливал иллюстрации для витебских газет, создал декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена. С сентября 1919 до конца 1920 Лазарь Лисицкий преподавал в архитектурной мастерской. | В мае 1919 года, по приглашению [[Марк Шагал|Марка Шагала]], приехал в Витебск для руководства архитектурной мастерской [[Витебское Народное художественное училище|Витебского Народного художественного училища]]. Так как, архитектурную мастерскую планировалось открыть только осенью 1919 по приезду в Витебск Лисицкий подготавливал иллюстрации для витебских газет, создал декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена. С сентября 1919 до конца 1920 Лазарь Лисицкий преподавал в архитектурной мастерской. | ||
Строка 18: | Строка 19: | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
+ | |||
+ | == Галерея == | ||
+ | <gallery> | ||
+ | Файл:El-lisickiy2.jpg|Эль Лисицкий. Автопортрет. | ||
+ | Файл:Chern-cerk-1910-lisickiy.jpg|Церковь святой Троицы (Чёрная Троица) в Витебске. 1910. | ||
+ | Файл:Bol-sinagoga-1917-lisickiy.jpg|Большая синагога в Витебске. 1917. | ||
+ | </gallery> | ||
== Источники == | == Источники == |
Версия 10:33, 23 ноября 2010
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий) (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда.
Содержание
Биография
Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года на станции Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Учился в реальном училище Смоленска, живя у своего деда. Летние каникулы проводил в Витебске, где в 1903 году начал заниматься в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. После окончания училища поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия), которое окончил в 1914 году. Затем, для получения российского диплома, ещё два года проучился в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву.
После получения образования Лазарь Лисицкий участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.).
В мае 1919 года, по приглашению Марка Шагала, приехал в Витебск для руководства архитектурной мастерской Витебского Народного художественного училища. Так как, архитектурную мастерскую планировалось открыть только осенью 1919 по приезду в Витебск Лисицкий подготавливал иллюстрации для витебских газет, создал декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена. С сентября 1919 до конца 1920 Лазарь Лисицкий преподавал в архитектурной мастерской.
Во многом благодаря Лисицкому, интересующемуся супрематизмом, в ноябре 1919 года в Витебск приехал преподавать создатель супрематизма Казимир Малевич. Вместе с Малевичем, Лазарь Лисицкий участвовал в создании и работе авангардного художественного объединения УНОВИС. Лисицкий и Малевич декорировали здания города к праздникам в супрематическом стиле, создали торжественное убранство театра к годовщине витебского Комитета по борьбе с безработицей, устраивали выставки, философские диспуты. В Витебске Л. Лисицкий впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий. Осенью 1920 года уехал из Витебска в Москву.
В Москве Эль Лисицкий преподавал в ВХУТЕМАСе[1] (1921), ВХУТЕИНе[2] (c 1926), вступил в ИНХУК[3]. Создал несколько архитектурных проектов.
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль». После возвращения в Москву занимался оформлением книг, журналов, плакатов.
Умер 30 декабря 1941 года в Москве. За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат «Давайте побольше танков... Всё для фронта! Всё для победы!».
Творчество
Галерея
Источники
- Шатских А.С.. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.:Языки русской культуры, 2001 г. — 256 стр. — ISBN 5-7859-0117-X
- Лисицкий Лазарь Маркович в БСЭ
- Эль Лисицкий в Еврейской электронной энциклопедии
- Художник книги Эль Лисицкий