Керзин, Михаил Аркадьевич — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:M-kerzin.jpg|thumb]]
 
[[Файл:M-kerzin.jpg|thumb]]
'''Михаил Аркадьевич Керзин''' (16 (28) марта 1883 — 19 сентября 1979) — скульптор, педагог, Заслуженный деятель искусств БССР (1939), профессор (1950).
+
'''Михаил Аркадьевич Керзин''' (16 (28) марта 1883, Петербург<ref name="cor">или Москва</ref> — 19 сентября 1979, Ленинград) — скульптор. В 1923—1932 годах руководил [[Витебское Народное художественное училище|Белорусским художественным техникумом]]. Заслуженный деятель искусств БССР (1939), профессор (1950).
 +
== Родители ==
 +
Отец — Аркадий Михайлович Керзин (1856, Иваново-Вознесенск — 1914, Москва) — московский адвокат. В 1886 г. окончил юридический факультет Московского университета. Значительную часть жизни и личных средств отдал пропаганде русской музыки. Мать — Мария Семёновна Керзина (урождённая Поспелова) (1864 — 1926) — пианистка. <br />
 +
В 1896 году основали в Москве «Кружок любителей русской музыки», так называемый «Керзинский кружок». До 1912 года в его концертах участвовали выдающиеся исполнители, певцы, композиторы и критики.
 +
== Учеба ==
 +
По окончании в 1902 году гимназии (Москва) и подготовившись в студии живописца В.Н. Машкова, Михаил Керзин в 1903 году поступает в  Высшее художественное  училище при Императорской Академии художеств в Петербурге на скульптурное отделение в мастерскую Гуго Романовича Залемана (1859–1909). <br />
 +
В 1912 году  за дипломную работу «Вакхическая группа», «Вакхант на козле» получил звание художника-скульптора и был поощрён двухгодичной поездкой в Европу (5 тыс. рублей золотом).  <br />
 +
В 1917—1918 годах активно участвовал в выставочной и организационной жизни художников и скульпторов Петрограда.
 +
== Велиж ==
 +
В 1918 году художник [[Энде, Михаил Георгиевич|'''Михаил Энде''']] организует в Велиже Народную художественную школу. В конце 1918<ref name="dex">или в ноябре 1919</ref> года из голодного разрушающегося Петрограда сюда приезжает преподавать Керзин (вел скульптуру и рисунок). В 1919 году в [[Велижский уезд|уездную]] школу приезжают петроградские художники [[Волков, Валентин Викторович|'''Валентин Волков''']], Мария Лебедева, [[Хрусталёв, Владимир Яковлевич|'''Владимир Хрусталёв''']]. <br />
 +
Открытие начального художественного училища состоялось в Велиже 18 февраля 1919 года. <br />
 +
Одним из учеников Керзина был велижский гимназист [[Бембель, Андрей Онуфриевич|'''Андрей Бембель''']] (1905—1986), будущий знаковый белорусский скульптор. <br />
 +
Кроме того М. Керзин преподает в Велижском педагогическом техникуме (преобразован в 1922 году из интерната народного образования, а до 1919 года Велижская учительская семинария) и еврейской школе-коммуне.
 +
[[Файл:1932HudTehn.jpg|thumb|Белорусский Госудврственный Художественный Техникум. 1932]]
 +
== Витебск ==
 +
В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на [[Улица Марка Шагала|Бухаринской улице]] в неприспособленное здание Любавичской синагоги ([[Улица Суворова|улице Володарского]], 15. <br />
 +
Ректор [[Гаврис, Иван Трофимович|И. Гаврис]] был уволен, а директором техникума назначен Михаил Керзин. Последователь академизма и "реализма" он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Ю. М. Пэн]] (проректор по учебной работе), [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Б. Юдовин]], [[Минин, Ефим Семёнович|Е. С.Минин]] и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт. <br />
 +
Впрочем, техникуму был вскоре выделено помещение в доме на углу улиц [[улица Суворова|Володарского]] и [[Улица Маяковского|Биржевой]]. Витебский художественный техникум согласно плану Охобра Главпрофобра был предназначен для обслуживания всего Западного края, в РСФСР действовало только 4 подобных заведения.
  
М. А. Керзин родился в Петербурге. В 1912 году окончил Петербургскую Академию искусств. В 1918—1923 гг. преподавал в художественной школе в Велиже. <br />
+
Взамен уволившихся преподавателей из Велижской школы приезжают художники-реалисты В. Волков и М. Знде, в октябре 1924 М. Лебедева, а в 1926 году В. Хрусталёв.
С 1923 по 1932 год преподавал в [[Витебское Народное художественное училище|Витебском художественном техникуме]]. С 1932 года в Минске, с 1949 года заведующий кафедрой скульптуры в институте имени Репина.
+
  
М. А. Керзин работал в различных жанрах скульптуры.
+
В марте 1924 года [[Витебская губерния]] была присоединена к БССР. Техникум стал именоваться «Белорусским Государственным Художественным Техникумом» (БГХТ). Вплоть до 1941 года это было единственное в республике государственное художественное учебное заведение, что привнесло новые требования к учебной программе, к работе преподавателей и студентов. <br />
 +
Это касалось не только белорусизации — перехода на белорусский язык, преподавание истории белорусской культуры и искусства, но и создание современных национальных форм. <br />
 +
В 1924 году в техникуме был создан филиал «Маладняка». <br />
 +
В 1925 году в техникуме была организована художественная секция губернского общества краеведения. Разрабатывались эскизы национальных костюмов и ковров. Преподаватели и студенты выполняли заказы для издательств и белорусских гос. учреждений. Преподавателем В. Волоковым был разработан рисунок герба БССР.  
  
Среди учеников М. Керзина скульпторы [[Азгур, Заир Исаакович|З. Азгур]], [[Глебов, Алексей Константинович|А.&nbsp;Глебов]] и другие.
+
С 1925 года начала работу гончарно-керамическая мастерская, которую возглавил приглашенный выпускник Петербургского училища барона Штиглица по отделению керамики Н. П. Михолап.  
  
== Источники ==
+
В апреле 1926 года М. Керзин направляет в Наркомат Просвещения БССР проект по созданию на базе техникума Академию художеств. Это предполагало открытие графической и декоративной мастерских, «обычный» 4-летний академический курс сократить до 3 лет, при условии продления срока обучения в техникуме до 5 лет. Проект не был одобрен, что отрицательно сказалось на развитии в Белоруссии национального искусства и культуры. В 1934 году техникум был реорганизован в училище.
* Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 1. А капэла — Габелен / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1984. — 727&nbsp;с. — 9500&nbsp;экз.
+
 
* Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751&nbsp;с. — 9500&nbsp;экз.
+
В феврале 1928 года заместителем директора по учебной работе и руководителем 3-го курса становится приехавший из Ленинграда [[Фогт, Фёдор Адольфович|Ф. А. Фогт]]. Он организовывает в техникуме полиграфическое отделение.
 +
 
 +
В 1929 году М. Керзин уходит с поста директора, а в 1932 году Керзин в Минске во главе своих учеников работает над оформлением Дома правительства. <br />
 +
В 1930 году скульптурное отделение в Витебске было закрыто.
 +
=== Ученики ===
 +
Керзин посоветовал [[Азгур, Заир Исаакович|Заиру Азгуру]] перейти с отделения живописи на первый курс скульптуры. <br />
 +
Любимым учеником Керзина был [[Глебов, Алексей Константинович|Алексей Глебов]], несмотря на то, что он не смог окончить курс до конца. Его несколько раз отчисляли за то, что при поступлении скрыл своё происхождение. Его отец был священником.
 +
 
 +
В 1939 году присвоено звание Заслуженный деятель искусств БССР. <br />
 +
Во время немецко-фашистской оккупации Керзин М. А. оставался в Минске, продолжал работать в мастерской, но в тоже время поддерживал связь с подпольем. После освобождения Минска Керзин был награждён партизанской медалью и избран депутатом Верховного Совета БССР.
 +
 
 +
В 1949 году был обвинён в космополитизме и вынужден уехать в Ленинград, где с 1949 года заведовал кафедрой скульптуры в институте имени Репина. С 1950 года профессор. Имел небольшую квартиру на 4-й линии Васильевского острова, во дворе Российской Академии художеств, где преподавал до 1980-х годов. Член Союза художников СССР.
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
== Ссылки ==
 +
* И.И. Колодовский [https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/5673/1/33-39.pdf Художник и педагог Михаил Керзин] Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова
 +
* Медвецкий, А. В. [https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/19072/1/23-27.pdf Витебский художественный техникум (училище) в истории белорусского искусства ХХ века] Искусство и культура. - 2019. - № 3. - С. 23-27
 +
* Николай Гугнин. [https://goo.su/7idj Из истории Витебской художественной школы] Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 101-115.
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 +
[[Категория:Художники и скульпторы]]
 +
[[Категория:Жившие в Витебске]]
 +
[[Категория:История образования]]

Версия 23:58, 7 сентября 2021

M-kerzin.jpg

Михаил Аркадьевич Керзин (16 (28) марта 1883, Петербург[1] — 19 сентября 1979, Ленинград) — скульптор. В 1923—1932 годах руководил Белорусским художественным техникумом. Заслуженный деятель искусств БССР (1939), профессор (1950).

Родители

Отец — Аркадий Михайлович Керзин (1856, Иваново-Вознесенск — 1914, Москва) — московский адвокат. В 1886 г. окончил юридический факультет Московского университета. Значительную часть жизни и личных средств отдал пропаганде русской музыки. Мать — Мария Семёновна Керзина (урождённая Поспелова) (1864 — 1926) — пианистка.
В 1896 году основали в Москве «Кружок любителей русской музыки», так называемый «Керзинский кружок». До 1912 года в его концертах участвовали выдающиеся исполнители, певцы, композиторы и критики.

Учеба

По окончании в 1902 году гимназии (Москва) и подготовившись в студии живописца В.Н. Машкова, Михаил Керзин в 1903 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге на скульптурное отделение в мастерскую Гуго Романовича Залемана (1859–1909).
В 1912 году за дипломную работу «Вакхическая группа», «Вакхант на козле» получил звание художника-скульптора и был поощрён двухгодичной поездкой в Европу (5 тыс. рублей золотом).
В 1917—1918 годах активно участвовал в выставочной и организационной жизни художников и скульпторов Петрограда.

Велиж

В 1918 году художник Михаил Энде организует в Велиже Народную художественную школу. В конце 1918[2] года из голодного разрушающегося Петрограда сюда приезжает преподавать Керзин (вел скульптуру и рисунок). В 1919 году в уездную школу приезжают петроградские художники Валентин Волков, Мария Лебедева, Владимир Хрусталёв.
Открытие начального художественного училища состоялось в Велиже 18 февраля 1919 года.
Одним из учеников Керзина был велижский гимназист Андрей Бембель (1905—1986), будущий знаковый белорусский скульптор.
Кроме того М. Керзин преподает в Велижском педагогическом техникуме (преобразован в 1922 году из интерната народного образования, а до 1919 года Велижская учительская семинария) и еврейской школе-коммуне.

Белорусский Госудврственный Художественный Техникум. 1932

Витебск

В 1923 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве Витебский Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Его переместили из банкирского особняка на Бухаринской улице в неприспособленное здание Любавичской синагоги (улице Володарского, 15.
Ректор И. Гаврис был уволен, а директором техникума назначен Михаил Керзин. Последователь академизма и "реализма" он провёл жесткую переэкзаменовку студентов, сочтя всё это унизительным, подрывающим демократизм свободных мастерских, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
Впрочем, техникуму был вскоре выделено помещение в доме на углу улиц Володарского и Биржевой. Витебский художественный техникум согласно плану Охобра Главпрофобра был предназначен для обслуживания всего Западного края, в РСФСР действовало только 4 подобных заведения.

Взамен уволившихся преподавателей из Велижской школы приезжают художники-реалисты В. Волков и М. Знде, в октябре 1924 М. Лебедева, а в 1926 году В. Хрусталёв.

В марте 1924 года Витебская губерния была присоединена к БССР. Техникум стал именоваться «Белорусским Государственным Художественным Техникумом» (БГХТ). Вплоть до 1941 года это было единственное в республике государственное художественное учебное заведение, что привнесло новые требования к учебной программе, к работе преподавателей и студентов.
Это касалось не только белорусизации — перехода на белорусский язык, преподавание истории белорусской культуры и искусства, но и создание современных национальных форм.
В 1924 году в техникуме был создан филиал «Маладняка».
В 1925 году в техникуме была организована художественная секция губернского общества краеведения. Разрабатывались эскизы национальных костюмов и ковров. Преподаватели и студенты выполняли заказы для издательств и белорусских гос. учреждений. Преподавателем В. Волоковым был разработан рисунок герба БССР.

С 1925 года начала работу гончарно-керамическая мастерская, которую возглавил приглашенный выпускник Петербургского училища барона Штиглица по отделению керамики Н. П. Михолап.

В апреле 1926 года М. Керзин направляет в Наркомат Просвещения БССР проект по созданию на базе техникума Академию художеств. Это предполагало открытие графической и декоративной мастерских, «обычный» 4-летний академический курс сократить до 3 лет, при условии продления срока обучения в техникуме до 5 лет. Проект не был одобрен, что отрицательно сказалось на развитии в Белоруссии национального искусства и культуры. В 1934 году техникум был реорганизован в училище.

В феврале 1928 года заместителем директора по учебной работе и руководителем 3-го курса становится приехавший из Ленинграда Ф. А. Фогт. Он организовывает в техникуме полиграфическое отделение.

В 1929 году М. Керзин уходит с поста директора, а в 1932 году Керзин в Минске во главе своих учеников работает над оформлением Дома правительства.
В 1930 году скульптурное отделение в Витебске было закрыто.

Ученики

Керзин посоветовал Заиру Азгуру перейти с отделения живописи на первый курс скульптуры.
Любимым учеником Керзина был Алексей Глебов, несмотря на то, что он не смог окончить курс до конца. Его несколько раз отчисляли за то, что при поступлении скрыл своё происхождение. Его отец был священником.

В 1939 году присвоено звание Заслуженный деятель искусств БССР.
Во время немецко-фашистской оккупации Керзин М. А. оставался в Минске, продолжал работать в мастерской, но в тоже время поддерживал связь с подпольем. После освобождения Минска Керзин был награждён партизанской медалью и избран депутатом Верховного Совета БССР.

В 1949 году был обвинён в космополитизме и вынужден уехать в Ленинград, где с 1949 года заведовал кафедрой скульптуры в институте имени Репина. С 1950 года профессор. Имел небольшую квартиру на 4-й линии Васильевского острова, во дворе Российской Академии художеств, где преподавал до 1980-х годов. Член Союза художников СССР.

Примечания

  1. или Москва
  2. или в ноябре 1919

Ссылки