Иезуитский коллегиум — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(История иезуитов в Витебске)
Строка 3: Строка 3:
 
== История иезуитов в Витебске ==
 
== История иезуитов в Витебске ==
  
Резиденция иезуитов в Витебске была основана в 1637 (или 1639<ref name="levko">Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172</ref>) году смоленским воеводой Александром Корвин-Гонсевским. Он подарил иезуитам пристань на [[Западная Двина|Западной Двине]] и 26 августа 1637 года земли на Смоленщине (1000 кв. миль), которые были получены от короля Владислава IV за взятие московской крепости Белой<ref name="rg">Город Белый, районный центр Тверской области РФ</ref>. Первоначально, миссия иезуитов располагалась при [[фарный костёл|фарном костёле]] Витебска. В 1640 году указом короля был выделен участок для строительства зданий коллегиума и костёла на территории современных площади Свободы и парка им. Фрунзе. В 1641—1646 годах некоторые представители шляхты города передали или продали иезуитам свои участки земли. В 1640-х годах строятся первые здания коллегиума, с 1648 начала работу начальная школа. Первыми предподавателями были Александр Билиньский и Матвей Змудский, первый обучал инфиме<ref name="infi">Первый класс иезуитских учебных заведений носил название низшей грамматики, или infima classis grammaticae, или просто infima</ref> , доугой грамматике<ref name="dziej">ARSI, sygn. Lith. 6. Catalogus brevis  1648/9.</ref>.  <br />
+
Резиденция иезуитов в Витебске была основана в 1637 (или 1639<ref name="levko">Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172</ref>) году смоленским воеводой Александром Корвин-Гонсевским. Он подарил иезуитам пристань на [[Западная Двина|Западной Двине]] и 26 августа 1637 года земли на Смоленщине (1000 кв. миль), которые были получены от короля Владислава IV за взятие московской крепости Белой<ref name="rg">Город Белый, районный центр Тверской области РФ</ref>. Первоначально, миссия иезуитов располагалась при [[фарный костёл|фарном костёле]] Витебска. В 1640 году указом короля был выделен участок для строительства зданий коллегиума и костёла на территории современных площади Свободы и парка им. Фрунзе. В 1641—1646 годах некоторые представители шляхты города передали или продали иезуитам свои участки земли. В 1640-х годах строятся первые здания коллегиума, с 1648 начала работу '''начальная школа'''. Первыми предподавателями были Александр Билиньский и Матвей Змудский, первый обучал инфиме<ref name="infi">Первый класс иезуитских учебных заведений носил название низшей грамматики, или infima classis grammaticae, или просто infima</ref> , доугой грамматике<ref name="dziej">ARSI, sygn. Lith. 6. Catalogus brevis  1648/9.</ref>.  <br />
 
На [[Витьба|Витьбе]] была построена водяная мельница. В 1649 году построен и освящён деревянный [[костёл святого Иосифа]].
 
На [[Витьба|Витьбе]] была построена водяная мельница. В 1649 году построен и освящён деревянный [[костёл святого Иосифа]].
 
[[Файл:Cerk-alekseevsk-1664.jpg|thumb|left|Иезуитский коллегиум, перестроенный в Алексеевский монастырь. Фрагмент [[Чертеж места Витебска 1664 года|Чертежа Витебска 1664 года]]]]
 
[[Файл:Cerk-alekseevsk-1664.jpg|thumb|left|Иезуитский коллегиум, перестроенный в Алексеевский монастырь. Фрагмент [[Чертеж места Витебска 1664 года|Чертежа Витебска 1664 года]]]]
Во время русско-польской войны 1654—1667 годов миссия иезуитов в Витебске не действовала. Русские власти после взятия Витебска в 1654 году конфисковали земельные имения иезуитов, а костёл был перестроен в церковь православного Алексеевского монастыря.
+
После [[Осада Витебска (1654)|занятия Витебска в '''1654''' году]] московскими войсками, в период, когда город находился под властью Москвы, миссия иезуитов в Витебске не действовала. Русские власти конфисковали земельные имения иезуитов, а костёл был перестроен в церковь православного Алексеевского монастыря.
  
После передачи Витебска в 1667 году в состав Речи Посполитой (согласно Андрусовскому перемирию) иезуиты вновь открыли свою витебскую резиденцию. В 1668 году начал действовать обновлённый костёл при монастыре св. Франциска Ксаверия. С 1671 года при коллегиуме действовал театр, {{main|Школьный театр при иезуитском коллегиуме}}
+
В 1667 году после передачи Витебска в состав Речи Посполитой (согласно Андрусовскому перемирию) иезуиты вновь открыли свою витебскую резиденцию. В 1668 году начал действовать обновлённый костёл при монастыре св. Франциска Ксаверия. С 1671 года при коллегиуме действовал театр, {{main|Школьный театр при иезуитском коллегиуме}}
К 1672–1673 учебному году иезуиты смогли открыть школу, в которой имелось только два класса: инфимы и синтаксиса. В течение последующих пяти лет в ней не было полного набора классов. Лишь с 1678–1679 учебного года в Витебске начала действовать средняя школа. <br />
+
=== Бурса ===
 +
Эти учебные заведения предназначались для детей бедной шляхты, имевших музыкальные способности. Как правило, возникновение бурс совпадало с открытием при иезуитских школах классов поэзии и риторики, т. к. заключительным экзаменом по риторике было публичное театральное представление. <br />
 +
В конце XVII в. витебский подкоморий Адам Франтишек Кисель подарил иезуитам орган за 400 польских злотых. В 1737—1757 годах в капелле витебской бурсы  имелись гобои, фаготы, валторны, трубы, клавикорд, орган, скрипки, альты, бассетли, басоны и квартвиолы<ref name="dzie">Дадиомова О.В. Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII веке. С. 78.</ref>.  <br />
 +
Бурса участвовала не только в богослужениях, но и во всех церковных и гражданских мероприятиях города. Согласно ''«Приходо-расходной книге Витебской бурсы»'', ее члены участвовали в похоронах не только знатных лиц, но и горожан, в первую очередь шляхты. Так, в январе 1753 года Сверчевский заплатил бурсе 20 злотых за игру во время обеда на охоте. Бурсисты сопровождали музыкой выезды воевод, их окружения и т.д. Обычным явлением было присутствие бурсы на свадьбах. Разумеется, всё это были платные услуги. В 1753 г. доход Витебской бурсы составил 1138 зл. 15 гр., в 1754 1780 зл. 12 гр., в 1755 1634 зл. 7 гр., в 1756 1552 зл., в 1757 г. 1646 зл<ref name="ateryaіy">НГИА РБ в г. Минске. Ф. 1924. Оп. 1. Д. 7. Л. 73 об.; Л. 74 об. 80.</ref>. <br />
 +
В 1818 году витебская коллегия уже не располагала музыкальной бурсой. Оркестр игравший на службах состоял из 15 крепостных (которые работали без оплаты, но содержались иезуитами) и чертырех вольных музыкантов. Доминик Миладовский, Станислав Лемищевский, Кароль Шапкович и Пий Крабовский получали соответственно: 150 руб., 60 руб. и два по следних по 100 руб. Они же и обучали крепостных музыке.
 +
 
 +
 
 +
К 1672–1673 учебному году иезуиты смогли открыть школу, в которой имелось только два класса: инфимы и синтаксиса. В течение последующих пяти лет в ней не было полного набора классов. Лишь с 1678–1679 учебного года в Витебске начала действовать '''средняя школа'''. <br />
 
С 1697 иезуиты открыли аптеку.  <br />
 
С 1697 иезуиты открыли аптеку.  <br />
 
В 1693 году витебский коллегиум иезуитов владел 7 имениями и 24 деревнями.
 
В 1693 году витебский коллегиум иезуитов владел 7 имениями и 24 деревнями.
Строка 18: Строка 25:
 
1709–1710  и вплоть до 1711–1712 учебного года в витебском коллегиуме преподовал только один профессор школ («professor scholarum»). Первый год эту обязанность исполнял Станислав Сокульский, а два следующих – Доминик Лешневский. Но с 1713–1714 учебного года деятельность Витебской средней школы возобновилась, а с 1731–1732 учебного года начала действовать '''Высшая школа'''. <br />
 
1709–1710  и вплоть до 1711–1712 учебного года в витебском коллегиуме преподовал только один профессор школ («professor scholarum»). Первый год эту обязанность исполнял Станислав Сокульский, а два следующих – Доминик Лешневский. Но с 1713–1714 учебного года деятельность Витебской средней школы возобновилась, а с 1731–1732 учебного года начала действовать '''Высшая школа'''. <br />
 
В 1751–1752 учебном году в программу школы введена история. Как правило, её преподавал профессор поэзии и риторики. География преподавали, как часть истории, только в некоторые годы она было отдельным предметом. <br />
 
В 1751–1752 учебном году в программу школы введена история. Как правило, её преподавал профессор поэзии и риторики. География преподавали, как часть истории, только в некоторые годы она было отдельным предметом. <br />
С 1787 года в программу вошло обучение русскому языку (в классе синтаксиса). <br />
+
В средней школе преподавали французский и немецкий языки, а с 1787 года в программу вошло обучение и русскому языку (в классе синтаксиса). <br />
 
С 1790 года началось преподавание архитектуры.
 
С 1790 года началось преподавание архитектуры.
  
Детей обучали в школах бесплатно. Если некоторые из юношей желали, помимо школьных занятий, иметь жилище, питание и другие услуги, то коллегия обеспечивала их потребности за ежегодную сумму денег, размер которой зависел от соглашения или контракта между родителями и руководством коллегии. Таких студентов, имеющих место и стол в коллегии за договоренную денежную сумму, называли '''конвикторами'''. В 1784 году таких воспитанников было 12.
+
=== Гаэтано Анджолини ===
 +
(''Каэтано Ангиалини'', итал. ''Gaetano Angiolini''; 27 ноября 1748 — 17 ноября 1816) Через десять лет после упразднения Общества Иисуса папой Климентом XIV (1773) в 1782 году присоединился к полоцким иезуитам, а с 1786 по 1794 год был регентом пансионата витебского коллегиума, преподователем французского языка (1786—1794) и архитектуры (1790—1796). Затем в течении года был секретарем провинциала в Орше, после чего вернулся в Витебск в качестве преподователя архитектуры (1797—1801) и руководителя строительством (1794—1796 и 1800—1801). В частности он перестроил алтарь в костеле святого Иосифа и расписал фрески. В 1803 году вернулся в Италию в качестве генерального прокуратора и занимался подготовкой почвы для восстановления Общества, которое произошло в 1814 году. 
 +
 
 +
=== Иезуитская семинария ===
 +
Или «институт для детей бедной шляхты». Витебская семинария была третьей на территории Беларуси после Полоцкой и Слуцкой. Ее основателями являлись два брата: Стефан и Игнатий<ref name="books">ЛускинА Стефан Одровонж (1725—93), свящ. Ордена Иисуса (до 1773), прокуратор Мазовецкой провинции, ректор Варшавской Благородной коллегии</ref> Лускина (Lusкina) иезуиты. Около 1750 г. Игнатий Лускина передал для семинарии свои владения, а его брат 23 июля 1760 г. подарил ей одну тысячу битых талеров.  <br />
 +
Семинария начала свою работу в 17531754 учебном году, она размещалась в отдельном здании. Воспитанием семинаристов занимался регенс. Первым регенсом был Игнатий Лускина. Он руководил ею до 1761 г. После пожара подарил для восстановления семинарии различные городские участки и здания, которые являлись его собственностью.  <br />
 +
Затем на этой должности работал Ян Левкович, а позднее (1770—1773) Казимир Пжестжельский. Семинаристы ходили на занятия в Публичную школу.
 +
 
 +
Детей обучали в школах бесплатно. Если некоторые из юношей желали, помимо школьных занятий, иметь жилище, питание и другие услуги, то коллегия обеспечивала их потребности за ежегодную сумму денег, размер которой зависел от соглашения или контракта между родителями и руководством коллегии. Таких студентов, имеющих место и стол в коллегии за договоренную денежную сумму, называли '''конвикторами'''. В 1784 году таких воспитанников было 12, в 1803 году 7 мальчиков, а 1807 - 17<ref name="teryaі">Materyaіy do dziejуw Akademii Poіockiej i szkуі od niej zaleїnych. S. 176 177.</ref>. Известно, что с 1803 по 1816 г. ежегодный взнос за пребывание ребенка в конвикте был 100 руб. серебром.  
  
 
В 1796 году обучался 131 ученик; из них в первом классе – 46, во втором и третьем – 39, в четвертом – 35, в пятом – 7 и в шестом – 4.  <br />
 
В 1796 году обучался 131 ученик; из них в первом классе – 46, во втором и третьем – 39, в четвертом – 35, в пятом – 7 и в шестом – 4.  <br />
Строка 39: Строка 54:
 
24 июня 1806 года генерал ордена Т. Бжозовский обратился с письмом к Александру I, но ответом стал приказ министра просвещения П. В.Завадовского организовать в Витебске и Могилеве государственные гимназии, чтобы иезуитские школы остались без учеников. В сентябре 1808 года витебское народное училище было преобразовано в [[Витебская гимназия|'''витебскую гимназию''']].
 
24 июня 1806 года генерал ордена Т. Бжозовский обратился с письмом к Александру I, но ответом стал приказ министра просвещения П. В.Завадовского организовать в Витебске и Могилеве государственные гимназии, чтобы иезуитские школы остались без учеников. В сентябре 1808 года витебское народное училище было преобразовано в [[Витебская гимназия|'''витебскую гимназию''']].
  
 +
Согласно актам визитации коллегий «Общества Иисуса», в 1816 г. витебские иезуиты израсходовали «на библиотеку, переплет книг и приобретение физических инструментов 1870 руб. 62 коп. В 1818 г. расходы «на библиотеку, школы, музей» составили 309 руб. <br />
 
В 1817 году у иезуитов в средней школе обучалось 158 человек, в 1818 году — 144 ученика. <br />
 
В 1817 году у иезуитов в средней школе обучалось 158 человек, в 1818 году — 144 ученика. <br />
 
VI–VII классы относились к высшей школе, или, как она именовалась в документах, «философии» и подчинялись Академии.
 
VI–VII классы относились к высшей школе, или, как она именовалась в документах, «философии» и подчинялись Академии.
Строка 46: Строка 62:
  
 
30 марта 1820 г. витебский губернатор сообщал минскому, что монахи будут следовать через Могилевскую, Минскую и Волынскую губернии до Радзивилловской заставы (таможни). Их будут отправлять группами, чтобы избежать нехватки почтовых лошадей. 10 мая витебские иезуиты прибыли в город Лемберг (с 1919 года название Львов). 10 июня, австрийский император Франц I разрешил остаться монахам в Галиции.
 
30 марта 1820 г. витебский губернатор сообщал минскому, что монахи будут следовать через Могилевскую, Минскую и Волынскую губернии до Радзивилловской заставы (таможни). Их будут отправлять группами, чтобы избежать нехватки почтовых лошадей. 10 мая витебские иезуиты прибыли в город Лемберг (с 1919 года название Львов). 10 июня, австрийский император Франц I разрешил остаться монахам в Галиции.
 +
 +
В 1820 году комиссия насчитала в библиотеке 3513 книг. Директор гимназии К.Канаровский-Сахович, участвовавший в описи библиотеки, обращался в Министерство духовных дел и народного просвещения с просьбой о передаче её гимназии.
  
 
== Здания коллегиума ==
 
== Здания коллегиума ==
Строка 55: Строка 73:
 
Иезуитский коллегиум занимал территорию от моста на Взгорье через Витьбу на севере до ручья Дуная на востоке. Здание коллегиума и костёл образовывали прямоугольный внутренний двор в западной части этого участка. В его восточной части находились огород и сад. Примерно посередине территории коллегиума был хозяйственный двор и различные каменные и деревянные одноэтажные служебные постройки.  
 
Иезуитский коллегиум занимал территорию от моста на Взгорье через Витьбу на севере до ручья Дуная на востоке. Здание коллегиума и костёл образовывали прямоугольный внутренний двор в западной части этого участка. В его восточной части находились огород и сад. Примерно посередине территории коллегиума был хозяйственный двор и различные каменные и деревянные одноэтажные служебные постройки.  
  
== Период после изгнания иезуитов ==
+
=== Период после изгнания иезуитов ===
 
В 1822 году здания коллегиума и костёл были отданы [[Базилианский мужской монастырь|базилианам]] (униатам), которые находились в нём до 1839 года.
 
В 1822 году здания коллегиума и костёл были отданы [[Базилианский мужской монастырь|базилианам]] (униатам), которые находились в нём до 1839 года.
  
Строка 66: Строка 84:
 
В марте 1957 года здание костёла было взорвано. Несколькими годами позже было разрушено и здание коллегиума.
 
В марте 1957 года здание костёла было взорвано. Несколькими годами позже было разрушено и здание коллегиума.
  
== Архиерейский дом ==
+
=== Архиерейский дом ===
 
В 1839 году. после передачи костела и коллегиума от базилиан православным, уже 5 августа Священным Синодом постановил перенести [[Витебская епархия|православную епископскую кафедру]] из Полоцка в Витебск<ref name="digi"[>http://www.odigitria.by/2008/10/22/svyato-nikolaevskij-sobor/ Свято-Николаевский собор]</ref>. Архиерейский дом и консистория (канцелярия и епархиальный духовный суд) расположились в жилом корпусе монастыря. <br />
 
В 1839 году. после передачи костела и коллегиума от базилиан православным, уже 5 августа Священным Синодом постановил перенести [[Витебская епархия|православную епископскую кафедру]] из Полоцка в Витебск<ref name="digi"[>http://www.odigitria.by/2008/10/22/svyato-nikolaevskij-sobor/ Свято-Николаевский собор]</ref>. Архиерейский дом и консистория (канцелярия и епархиальный духовный суд) расположились в жилом корпусе монастыря. <br />
 
Там же располагалась архиерейская Михаило-Архангельская церковь<ref name="">[http://exarchate.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2461.html Свято-Никольский собор]</ref>. <br />
 
Там же располагалась архиерейская Михаило-Архангельская церковь<ref name="">[http://exarchate.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2461.html Свято-Никольский собор]</ref>. <br />
 
27 октября 1895 года в здании архиерейского дома по инициативе этнографа [[Романов, Евдоким Романович|Е. Р. Романова]] и историка [[Сапунов, Алексей Парфёнович|А. П. Сапунова]] открылось [[Витебский церковно-археологический музей|церковно-археологическое древлехранилище]].
 
27 октября 1895 года в здании архиерейского дома по инициативе этнографа [[Романов, Евдоким Романович|Е. Р. Романова]] и историка [[Сапунов, Алексей Парфёнович|А. П. Сапунова]] открылось [[Витебский церковно-археологический музей|церковно-археологическое древлехранилище]].
  
== Ревтрибунал ==
+
=== Ревтрибунал ===  
 
Согласно [[Исторические карты Витебска и окрестностей|Плану Витебска 1922 года]] в Архирейском доме располагался Витебский губернский революционный трибунал (Витебский губревтрибунал)<ref name="tion">[http://fk.archives.gov.by/fond/68553/ Государственный архив Витебской области]</ref>. <br />
 
Согласно [[Исторические карты Витебска и окрестностей|Плану Витебска 1922 года]] в Архирейском доме располагался Витебский губернский революционный трибунал (Витебский губревтрибунал)<ref name="tion">[http://fk.archives.gov.by/fond/68553/ Государственный архив Витебской области]</ref>. <br />
 
[[Руководство Витебской губернии|Председателем Губревтрибунала]] с 1919 по август 1920 был '''Уманский Николай Семёнович''' (1889—1938) <br />
 
[[Руководство Витебской губернии|Председателем Губревтрибунала]] с 1919 по август 1920 был '''Уманский Николай Семёнович''' (1889—1938) <br />
Строка 109: Строка 127:
  
 
== Литература ==  
 
== Литература ==  
 +
* Кулагін А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 2000. — 216 с. — ISBN 985-11-0187-7
 +
* Чарняўская Т. І. Архітэктура Віцебска: З гісторыі планіроўкі і забудовы горада. — Мн.: Навука і тэхніка, 1980.
 +
* Марек Инглот, Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире /  Марек Инглот ; пер. А.Н. Коваль. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 631 с. : ил. - (Bibliotheca Ignatiana). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-94242-010-6
 
* Вялікае Княства Літоўскае. Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — 684 с.: іл. ISBN 985-11-0314-4
 
* Вялікае Княства Літоўскае. Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — 684 с.: іл. ISBN 985-11-0314-4
 
* Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172
 
* Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172
* Кулагін А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 2000. — 216 с. — ISBN 985-11-0187-7
 
 
* Чарняўская Т. І. Архітэктура Віцебска: З гісторыі планіроўкі і забудовы горада. — Мн.: Навука і тэхніка, 1980.
 
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Версия 15:19, 15 марта 2019

Комплекс иезуитского коллегиума (на тот момент — бывшего), 1860-е

Витебский иезуитский коллегиум (коллегия) — учебное заведение в Витебске римско-католического мужского ордена иезуитов[1]. Существовал в XVII—XIX веках. Находился в Нижнем замке, на территории современной площади Свободы и прилегающей территории.

История иезуитов в Витебске

Резиденция иезуитов в Витебске была основана в 1637 (или 1639[2]) году смоленским воеводой Александром Корвин-Гонсевским. Он подарил иезуитам пристань на Западной Двине и 26 августа 1637 года земли на Смоленщине (1000 кв. миль), которые были получены от короля Владислава IV за взятие московской крепости Белой[3]. Первоначально, миссия иезуитов располагалась при фарном костёле Витебска. В 1640 году указом короля был выделен участок для строительства зданий коллегиума и костёла на территории современных площади Свободы и парка им. Фрунзе. В 1641—1646 годах некоторые представители шляхты города передали или продали иезуитам свои участки земли. В 1640-х годах строятся первые здания коллегиума, с 1648 начала работу начальная школа. Первыми предподавателями были Александр Билиньский и Матвей Змудский, первый обучал инфиме[4] , доугой грамматике[5].
На Витьбе была построена водяная мельница. В 1649 году построен и освящён деревянный костёл святого Иосифа.

Иезуитский коллегиум, перестроенный в Алексеевский монастырь. Фрагмент Чертежа Витебска 1664 года

После занятия Витебска в 1654 году московскими войсками, в период, когда город находился под властью Москвы, миссия иезуитов в Витебске не действовала. Русские власти конфисковали земельные имения иезуитов, а костёл был перестроен в церковь православного Алексеевского монастыря.

В 1667 году после передачи Витебска в состав Речи Посполитой (согласно Андрусовскому перемирию) иезуиты вновь открыли свою витебскую резиденцию. В 1668 году начал действовать обновлённый костёл при монастыре св. Франциска Ксаверия. С 1671 года при коллегиуме действовал театр,

Бурса

Эти учебные заведения предназначались для детей бедной шляхты, имевших музыкальные способности. Как правило, возникновение бурс совпадало с открытием при иезуитских школах классов поэзии и риторики, т. к. заключительным экзаменом по риторике было публичное театральное представление.
В конце XVII в. витебский подкоморий Адам Франтишек Кисель подарил иезуитам орган за 400 польских злотых. В 1737—1757 годах в капелле витебской бурсы имелись гобои, фаготы, валторны, трубы, клавикорд, орган, скрипки, альты, бассетли, басоны и квартвиолы[6].
Бурса участвовала не только в богослужениях, но и во всех церковных и гражданских мероприятиях города. Согласно «Приходо-расходной книге Витебской бурсы», ее члены участвовали в похоронах не только знатных лиц, но и горожан, в первую очередь шляхты. Так, в январе 1753 года Сверчевский заплатил бурсе 20 злотых за игру во время обеда на охоте. Бурсисты сопровождали музыкой выезды воевод, их окружения и т.д. Обычным явлением было присутствие бурсы на свадьбах. Разумеется, всё это были платные услуги. В 1753 г. доход Витебской бурсы составил 1138 зл. 15 гр., в 1754 1780 зл. 12 гр., в 1755 1634 зл. 7 гр., в 1756 1552 зл., в 1757 г. 1646 зл[7].
В 1818 году витебская коллегия уже не располагала музыкальной бурсой. Оркестр игравший на службах состоял из 15 крепостных (которые работали без оплаты, но содержались иезуитами) и чертырех вольных музыкантов. Доминик Миладовский, Станислав Лемищевский, Кароль Шапкович и Пий Крабовский получали соответственно: 150 руб., 60 руб. и два по следних по 100 руб. Они же и обучали крепостных музыке.


К 1672–1673 учебному году иезуиты смогли открыть школу, в которой имелось только два класса: инфимы и синтаксиса. В течение последующих пяти лет в ней не было полного набора классов. Лишь с 1678–1679 учебного года в Витебске начала действовать средняя школа.
С 1697 иезуиты открыли аптеку.
В 1693 году витебский коллегиум иезуитов владел 7 имениями и 24 деревнями.

Костёл сгорел в 1708 году, когда Витебск был сожжён русскими войсками. Восстановлен в 1709 из дерева. В 1716 году на средства витебского каштеляна князя Мартиана Михаила Огинского иезуиты начали постройку каменного костёла, который был возведен в 1731 году. Строительство каменного здания коллегиума продолжалось до 1755 года.
При строительстве коллегиума территория перед ним была расширена путём срытия части Замковой горы и превращена в площадь.

1709–1710 и вплоть до 1711–1712 учебного года в витебском коллегиуме преподовал только один профессор школ («professor scholarum»). Первый год эту обязанность исполнял Станислав Сокульский, а два следующих – Доминик Лешневский. Но с 1713–1714 учебного года деятельность Витебской средней школы возобновилась, а с 1731–1732 учебного года начала действовать Высшая школа.
В 1751–1752 учебном году в программу школы введена история. Как правило, её преподавал профессор поэзии и риторики. География преподавали, как часть истории, только в некоторые годы она было отдельным предметом.
В средней школе преподавали французский и немецкий языки, а с 1787 года в программу вошло обучение и русскому языку (в классе синтаксиса).
С 1790 года началось преподавание архитектуры.

Гаэтано Анджолини

(Каэтано Ангиалини, итал. Gaetano Angiolini; 27 ноября 1748 — 17 ноября 1816) Через десять лет после упразднения Общества Иисуса папой Климентом XIV (1773) в 1782 году присоединился к полоцким иезуитам, а с 1786 по 1794 год был регентом пансионата витебского коллегиума, преподователем французского языка (1786—1794) и архитектуры (1790—1796). Затем в течении года был секретарем провинциала в Орше, после чего вернулся в Витебск в качестве преподователя архитектуры (1797—1801) и руководителя строительством (1794—1796 и 1800—1801). В частности он перестроил алтарь в костеле святого Иосифа и расписал фрески. В 1803 году вернулся в Италию в качестве генерального прокуратора и занимался подготовкой почвы для восстановления Общества, которое произошло в 1814 году.

Иезуитская семинария

Или «институт для детей бедной шляхты». Витебская семинария была третьей на территории Беларуси после Полоцкой и Слуцкой. Ее основателями являлись два брата: Стефан и Игнатий[8] Лускина (Lusкina) иезуиты. Около 1750 г. Игнатий Лускина передал для семинарии свои владения, а его брат 23 июля 1760 г. подарил ей одну тысячу битых талеров.
Семинария начала свою работу в 17531754 учебном году, она размещалась в отдельном здании. Воспитанием семинаристов занимался регенс. Первым регенсом был Игнатий Лускина. Он руководил ею до 1761 г. После пожара подарил для восстановления семинарии различные городские участки и здания, которые являлись его собственностью.
Затем на этой должности работал Ян Левкович, а позднее (1770—1773) Казимир Пжестжельский. Семинаристы ходили на занятия в Публичную школу.

Детей обучали в школах бесплатно. Если некоторые из юношей желали, помимо школьных занятий, иметь жилище, питание и другие услуги, то коллегия обеспечивала их потребности за ежегодную сумму денег, размер которой зависел от соглашения или контракта между родителями и руководством коллегии. Таких студентов, имеющих место и стол в коллегии за договоренную денежную сумму, называли конвикторами. В 1784 году таких воспитанников было 12, в 1803 году 7 мальчиков, а 1807 - 17[9]. Известно, что с 1803 по 1816 г. ежегодный взнос за пребывание ребенка в конвикте был 100 руб. серебром.

В 1796 году обучался 131 ученик; из них в первом классе – 46, во втором и третьем – 39, в четвертом – 35, в пятом – 7 и в шестом – 4.
В 1802 году 70 мальчиков. В инфиме обучались 28 человек, в классе грамматики и синтаксиса – 17, поэзии – 15, на первом году риторики – 5 и столько же учащихся и на втором году.

Резкое снижение численности учеников объясняется строительством в 1799 году[10] новоЙ школы (располагалось через улицу, напротив хозяйственного двора коллегиума).

Каменное двухэтажное здание в стиле классицизма. Если в отдельно стоящих иезуитских школах Могилева и Минска планировка напоминала жилые дома, то в Витебске школьные помещения группировались вокруг большого круглого зала, наполовину выступающего из заднего, южного фасада здания. Первый этаж школы предназначался для низших классов и имел зал для приема экзаменов; второй этаж отводился высшим классам, театру и кабинетам. Строительство закончилось в 1808 году.

Кроме того, в Витебске была и школа ордена пиаров. В том же 1802 году в ней обучалось 53 ученика.

В 1805 году в школе иезуитов обучались 115 учеников, В 1806 году — 86. В 1807 году 63 мальчика, из которых 31 являлись выходцами из шляхетских семей, 22 – униатских и 10 – мещанских. Самым многочисленным был первый класс. В нем имелись 30 учеников, во втором – 10, в третьем – 6, в четвертом – 7 и в шестом – 6. В 1808, 1809 и 1811 г. в школе обучались, соответственно, 65, 67 и 70 учащихся.

4 апреля 1803 года вышел указ Александра I о реорганизации Главной школы в Виленский императорский университет, деятельность которого должна была протекать по «Уставу», изданному 18 мая 1803. Все учебные заведения ордена иезуитов в Восточной Беларуси попали в его подчинение. 17 апреля 1804 г. Виленский университет направил иезуитскому провинциалу письмо, в котором излагал требования к процессу обучени и к преподователям, тем самым , Виленский университет посягал на святое из святых для каждого члена «Общества Иисуса» – на Конституцию. На изменение принципов обучения монахи пойти не могли и противостояние их с властями зашло в тупик.

24 июня 1806 года генерал ордена Т. Бжозовский обратился с письмом к Александру I, но ответом стал приказ министра просвещения П. В.Завадовского организовать в Витебске и Могилеве государственные гимназии, чтобы иезуитские школы остались без учеников. В сентябре 1808 года витебское народное училище было преобразовано в витебскую гимназию.

Согласно актам визитации коллегий «Общества Иисуса», в 1816 г. витебские иезуиты израсходовали «на библиотеку, переплет книг и приобретение физических инструментов 1870 руб. 62 коп. В 1818 г. расходы «на библиотеку, школы, музей» составили 309 руб.
В 1817 году у иезуитов в средней школе обучалось 158 человек, в 1818 году — 144 ученика.
VI–VII классы относились к высшей школе, или, как она именовалась в документах, «философии» и подчинялись Академии. Самих же иезуитов в Витебске в 1819–1820 учебном году было 21 человек.

Коллегиум был закрыт в 1820 году, когда деятельность иезуитов в России была запрещена указом Александра I. Являясь источником качественного образования, иезуитские коллегиумы, при этом, вели активную мессионерскую деятельность.

30 марта 1820 г. витебский губернатор сообщал минскому, что монахи будут следовать через Могилевскую, Минскую и Волынскую губернии до Радзивилловской заставы (таможни). Их будут отправлять группами, чтобы избежать нехватки почтовых лошадей. 10 мая витебские иезуиты прибыли в город Лемберг (с 1919 года название Львов). 10 июня, австрийский император Франц I разрешил остаться монахам в Галиции.

В 1820 году комиссия насчитала в библиотеке 3513 книг. Директор гимназии К.Канаровский-Сахович, участвовавший в описи библиотеки, обращался в Министерство духовных дел и народного просвещения с просьбой о передаче её гимназии.

Здания коллегиума

Бывший иезуитский коллегиум. Вид с Духовской церкви, 1860-е

Каменное П-подобное двухэтажное с полуподвальным этажом здание коллегиума примыкало одним концом к северному фасаду костёла. Имело коридорную планировку. На первом этаже находились комнаты учеников и послушников, в выступающих во двор больших помещениях располагались трапезная и столовая для учащихся. Также, на первом этаже здания была больница и квартира инспектора. Второй этаж занимали комнаты членов ордена, игумена и послушников. Над столовой находилась тёплая церковь. В полуподвальном этаже располагались кладовые, склады и погреба. Помещения имели сводчатые потолки. Библиотека располагалась в здании школы через улицу.

Торец западного крыла здания коллегиума, выходящего на красную линию площади, завершало двухэтажное здание с трёхъярусной башней со шпилем и крестом. В двух верхних ярусах башни находились колокола, в нижнем помещались часы. На уровне второго яруса башни на угловых пилястрах находились кресты, что усложняло силуэт сооружения в целом. На плане Витебска 1841 года это здание обозначено как «духовное правление». На первом этаже размещался архив духовного правления и комната привратника. Позже здесь находилась тёплая архиерейская церковь во имя св. Василия Парийского, освящённая в 1848 году.

Иезуитский коллегиум занимал территорию от моста на Взгорье через Витьбу на севере до ручья Дуная на востоке. Здание коллегиума и костёл образовывали прямоугольный внутренний двор в западной части этого участка. В его восточной части находились огород и сад. Примерно посередине территории коллегиума был хозяйственный двор и различные каменные и деревянные одноэтажные служебные постройки.

Период после изгнания иезуитов

В 1822 году здания коллегиума и костёл были отданы базилианам (униатам), которые находились в нём до 1839 года.

В 1843 году костёл передан православной церкви, несколько перестроен и стал Николаевским собором. Повторно костёл и здание коллегиума были перестроены в 1872 году. У здания коллегиума при перестройке была разобрана часовая башня с тогдашними городскими часами. В XIX - начале XX века в комплекс зданий бывшего коллегиума входил архиерейский дом, церковно-археологическое древлехранилище (музей), братская библиотека-читальня и братская лавка.

В 1918 году[11] был произведен обыск архиерейского дома, домовой Крестовой церкви, квартир священнослужителей Витебского Николаевского кафедрального собора. Тот факт, что красногвардейцы в шапках, с оружием в руках вошли в алтарь и прикасались к святыням, возмутил даже военнослужащих. Белорусский полк взял на себя охрану Николаевского собора и архиерейского дома, 5-й Сибирский и Литовский полки потребовали от революционного комитета прекратить нападения на церкви. Рабочие и служащие железной дороги собрались на митинг, на котором составили обращение в адрес революционного комитета, потребовав наказать виновных в незаконном обыске архиерейского дома и кощунстве в Крестовой церкви.

Викарный епископ Пантелеимон (Рожновский) был вынужден срочно покинуть Москву, где принимал участие в работе Поместного собора Русской Православной Церкви, и 22 февраля 1918 года вернулся в Витебск. С его возвращением ситуация была урегулирована, а 24 февраля 1918 года в Витебском кафедральном Николаевском соборе перед простреленной иконой Спасителя соборным чином был отслужен молебен, который возглавил сам епископ Пантелеимон.[12]

В марте 1957 года здание костёла было взорвано. Несколькими годами позже было разрушено и здание коллегиума.

Архиерейский дом

В 1839 году. после передачи костела и коллегиума от базилиан православным, уже 5 августа Священным Синодом постановил перенести православную епископскую кафедру из Полоцка в Витебск[13]. Архиерейский дом и консистория (канцелярия и епархиальный духовный суд) расположились в жилом корпусе монастыря.
Там же располагалась архиерейская Михаило-Архангельская церковь[14].
27 октября 1895 года в здании архиерейского дома по инициативе этнографа Е. Р. Романова и историка А. П. Сапунова открылось церковно-археологическое древлехранилище.

Ревтрибунал

Согласно Плану Витебска 1922 года в Архирейском доме располагался Витебский губернский революционный трибунал (Витебский губревтрибунал)[15].
Председателем Губревтрибунала с 1919 по август 1920 был Уманский Николай Семёнович (1889—1938)
С 1905 года член Польской социалистической партии
С 1907 года член Партии анархистов-максималистов
В 1919 году после назначения председателем Губревтрибунала вступил в РКП(б). Являлся также заведующим Витебским губернским отделом юстиции
18 октября 1937 года арестован[16]. 19 июля 1938 года за участие в правотроцкисткой контрреволюционной организации и за связь с иностранной разведкой приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день[17].

Галерея

См. также

Примечания

  1. «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) (официальное название), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) или «Общество Лойолы».
  2. Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172
  3. Город Белый, районный центр Тверской области РФ
  4. Первый класс иезуитских учебных заведений носил название низшей грамматики, или infima classis grammaticae, или просто infima
  5. ARSI, sygn. Lith. 6. Catalogus brevis 1648/9.
  6. Дадиомова О.В. Музыкальная культура городов Белоруссии в XVIII веке. С. 78.
  7. НГИА РБ в г. Минске. Ф. 1924. Оп. 1. Д. 7. Л. 73 об.; Л. 74 об. 80.
  8. ЛускинА Стефан Одровонж (1725—93), свящ. Ордена Иисуса (до 1773), прокуратор Мазовецкой провинции, ректор Варшавской Благородной коллегии
  9. Materyaіy do dziejуw Akademii Poіockiej i szkуі od niej zaleїnych. S. 176 177.
  10. По другим источникам заложено в 1801 году
  11. Витебская Губернская ЧК находилась напротив в здании бывшего окружного суда.
  12. Официальный портал Белорусской Православной Церкви
  13. http://www.odigitria.by/2008/10/22/svyato-nikolaevskij-sobor/ Свято-Николаевский собор]
  14. Свято-Никольский собор
  15. Государственный архив Витебской области
  16. Справочник по истории Коммунистической партии
  17. Вячеслав Звягинцев, Суд над судьями. Книга 1

Литература

  • Кулагін А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 2000. — 216 с. — ISBN 985-11-0187-7
  • Чарняўская Т. І. Архітэктура Віцебска: З гісторыі планіроўкі і забудовы горада. — Мн.: Навука і тэхніка, 1980.
  • Марек Инглот, Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире / Марек Инглот ; пер. А.Н. Коваль. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 631 с. : ил. - (Bibliotheca Ignatiana). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-94242-010-6
  • Вялікае Княства Літоўскае. Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — 684 с.: іл. ISBN 985-11-0314-4
  • Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172

Ссылки