Гершов, Соломон Моисеевич — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
м (Ссылки)
Строка 42: Строка 42:
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
* [http://chagal-vitebsk.com/node/75 Тамара Федотова-Гершова. Из записных книжек С. М. Гершова  Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 15. Минск: Рифтур, 2008. С. 59-64. ]
+
* [http://chagal-vitebsk.com/node/75 ''Тамара Федотова-Гершова.'' Из записных книжек С. М. Гершова  Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 15. Минск: Рифтур, 2008. С. 59-64. ]
* [http://chagal-vitebsk.com/node/76 Ирина Мамонова. «Витеблянин». Живописные циклы Соломона Гершова Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 15. Минск: Рифтур, 2008. С. 64-69.]  
+
* [http://chagal-vitebsk.com/node/76 ''Ирина Мамонова.'' «Витеблянин». Живописные циклы Соломона Гершова Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 15. Минск: Рифтур, 2008. С. 64-69.]  
* [http://chagal-vitebsk.com/node/73  Михась Цыбульский. Соломон Гершов: темперамент лирического экспрессиониста  Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. С. 23-25]
+
* [http://chagal-vitebsk.com/node/73  ''Михась Цыбульский.'' Соломон Гершов: темперамент лирического экспрессиониста  Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. С. 23-25]
* [http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer17/Shulman1.htm  Аркадий Шульман. Житель параллельных миров]
+
* [http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer17/Shulman1.htm  ''Аркадий Шульман.'' Житель параллельных миров]
* [http://dvinsker.lv/ru/rub66/subrub79/stat_id73/  Иосиф Рочко. «Соломон Гнршов – художник из Двинска»]
+
* [http://dvinsker.lv/ru/rub66/subrub79/stat_id73/  ''Иосиф Рочко.'' «Соломон Гнршов – художник из Двинска»]
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]

Версия 19:20, 31 июля 2014

Gerchov.jpg

Соломон (Александр) Моисеевич (Михайлович) Гершов (23 сентября 1907[1], Двинск — 14 июня 1989, Ленинград) — живописец, график, иллюстратор.

Родился в г. Двинске Витебской губернии (ныне — г. Даугавпилс, Латвия) в семье переплётчика Мовше Берковича и Эстер Элиевны. Через четыре года после его рождения семья переезжает в Витебск. Отец имел трехклассное образование, мать самоучка, читала немецких философов. Жили на улице Лучесской, недалеко от еврейского кладбища. Учился в реальном училище.

С 10-11 лет занимался в студии Пэна[2]. В 1919 году учится в Народном художественном училище, в мастерской Пэна. К увлеченности более старших учеников супрематизмом Малевича относился настороженно. Творчество Шагала было непонятным, но его смелость завораживала.[3] Закончил училище в 1922 году, дали направление в Академию Художеств в Петербуге. Уехал против воли родителей. В Академию не приняли из-за плохих оценок по всем общеобразовательным предметам. Три года учится в Школе при обществе поощрения художников (бывшее Императорское училище) у педагога А. Р. Эберлинга. С 1925 по 1927 годы занимался в школе «Аналитического искусства» П.П.Филонова.

В апреле 1932 арестован за «клевету на АХР» (Ассоциацию художников революции) и выслан в Курск. Жил в одной полуподвальной комнате вместе с Даниилом Хармсом и Александром Введенским.[4] Освобожден в сентябре 1934 по ходатайству художника И.И. Бродского, уехал в Москву. Член Московской организации Союза художников (с 1934). В 1940 был удостоен 3-й премии на Всесоюзной выставке МОСХа за картину «Освобождение Западной Белоруссии».

Во второй раз арестован в Москве в январе 1948. Семья и родственники были вынуждены официально от него отказаться. Работал в Особлаге в Воркуте на шахте, затем в качестве художника. Переведен в спецтюрьму № 16 МГБ СССР под Москвой ("Марфинская шарашка"), затем - в специальное конструкторское бюро (СКБ-143, "Кучинская шарашка"). Работал художником. Освобожден в августе 1956. С 1957 жил в Ленинграде.

Соломон Моисеевич часто вспоминал Витебск, рассказывал мне о городе, но приехал сюда, после юношеского отъезда в 1922 году, всего один раз – в 1975 году. Он долго ходил по улицам, и когда родные места узнавал только по карте, огорчался. Для него это было очень болезненно. От старого Витебска, который грел его сердце, мало что осталось, и он не стремился сюда больше. На прощание подарил несколько картин Областному краеведческому музею. Но в работах до последнего дня Соломон Моисеевич возвращался к Витебску своей юности. (Из воспоминаний его вдовы Тамары Георгиевны)

Примечания

  1. по документам годом рождения числится 1906-й, это изменение он внес сам в 1922 г. при поступлении в Академию художеств в Петрограде, т.к. принимали учиться только с 16 лет, а ему в ту пору было 15
  2. рисовать стал рано, где попало и на чем попало. Однажды разрисовывал сарай или забор; ко мне подошел человек в шинели и спросил: "Чьи это рисунки?" Я сказал: «Мои». «Чей ты мальчик?» - я указал на дом. Моему отцу этот человек представился - директор краеведческого музея. «Вашего мальчика нужно учить, у него способности». Отец посмотрел на нас обоих как на чокнутых. Человек сказал: «Разрешите я отведу его к художнику Ю. М. Пэну». «Я сам отведу», - сказал отец. Посмотрел Пэн мои рисунки и согласился меня учить. «Денег у меня на учение нет», - сказал отец. Пэн согласился учить меня бесплатно. 2-3 года учился у Пэна. Начал с гипсов, а дома рисовал все подряд. Ранние рисунки не сохранились, т.к. это был подходящий материал для растопки печки, и в этом преуспели мои родители (оба). Пэн меня рисовал два раза: «Портрет еврейского мальчика» и второй - «Портрет в форме ученика реального училища», где я и обучался. Со мною еще кто-то рисовал, но чаще один. Отец подходил к дому Пэна и в балкон кричал: «Ты пойдешь домой? Или тут будешь ночевать?» Пэн - «Поди, скажи отцу, что тут будешь ночевать». О Пэне (его жадности) ходили анекдоты: «Одним арбузом все лето может угощать». Через 2-3 года Пэн мне сказал: «Надо тебе с другими хлопцами вместе учиться», и отвел меня в училище в свою мастерскую.
  3. Я видел, что он пишет прямо на базаре свои картины, мне это показалось очень интересным, он не боялся мужиков. Я был ошарашен его смелостью - среди телег, лошадей, бродячих собак ставил мольберт и писал. И тогда я решил так же попробовать. Когда Шагал собирался на базар - ему пацаны помогали: хватали зонт, этюдник. Я в том числе был, в той компании с ним вместе рисовал на улице, чуть подальше по углам, Шагал не любил, когда рядом. Шагал говорил: «Что Вы носитесь, как черти. Хотите найти красивый вид. Это каждый дурак сделает. Вы некрасивый - сделайте красивым». Изредка подходил ко всем сразу - поставит работы у стены... Я рисовал реалистически, фигуративно, не было ничего интересного в моих картинах для него. «Ну, что же, учись дальше»... Говорил: «Не смотри на других, свое делай, свое делай»...
  4. http://www.d-harms.ru/library/vot-kakoy-harms-vzglyad-sovremennikov4.html

Ссылки