Витебский музей современного искусства — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
м (Источники)
Строка 1: Строка 1:
'''Витебский музей современного искусства''' — первый публичный художественный музей в Витебске. Действовал в 1919-1925 годах. Размещался в здании [[Витебское Народное художественное училище|Народного художественного училища]], ул. Бухаринская, д.10  (ныне [[улица Правды]],5).  
+
'''Витебский музей современного искусства''' — первый публичный художественный музей в Витебске. Действовал в 1919—1925 годах. Размещался в здании [[Витебское Народное художественное училище|Народного художественного училища]], ул. Бухаринская, д. 10  (ныне [[улица Правды]], 5).  
  
Создан в 1919 году по инициативе [[Шагал, Марк Захарович|М.Шагала]]. Первоначально имел статус отдела современного искусства Губмузея (предшественник современного [[Витебский областной краеведческий музей|Краеведческого музея]]), а затем трансформировался в самостоятельный Музей современного искусства (другое название Музей современной живописи).<ref name="sov">О том, что это коллекция именно современного искусства подчеркивал и [[Ромм, Александр Георгиевич|А.Ромм]], назначенный приказом от 15 января 1920 г. председателем комиссии по охране памятников старины и искусства Витебского губоно.</ref>
+
Создан в 1919 году по инициативе [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагала]]. Первоначально имел статус отдела современного искусства Губмузея (предшественник современного [[Витебский областной краеведческий музей|Краеведческого музея]]), а затем трансформировался в самостоятельный Музей современного искусства (другое название Музей современной живописи).<ref name="sov">О том, что это коллекция именно современного искусства подчеркивал и [[Ромм, Александр Георгиевич|А. Ромм]], назначенный приказом от 15 января 1920 г. председателем комиссии по охране памятников старины и искусства Витебского губоно.</ref>
  
В начале марта 1919 года витебские газеты сообщили о том, что Шагал выступил на Коллегии по делам ИЗО в Москве с докладом "об организации в Витебске губернского художественного музея"<ref name="xyd">Художественная жизнь // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1919. № 57. 12 марта. С. 4.</ref>. <br /> Доклад комиссара по делам искусств был утвержден, а центр отпустил "губернской коллегии по делам искусства 60 тысяч руб в счет сметы на приобретение картин преимущественно местных художников с выставок и мастерских в пределах губ[ернии] для витебского музея".<ref name="muz">Картины местных художников // Витебский листок. 1919. № 1147. 5 марта. С. 4.</ref> <br />
+
В начале марта 1919 года витебские газеты сообщили о том, что Шагал выступил на Коллегии по делам ИЗО в Москве с докладом «Об организации в Витебске губернского художественного музея»<ref name="xyd">Художественная жизнь // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1919. № 57. 12 марта. С. 4.</ref>. <br /> Доклад комиссара по делам искусств был утвержден, а центр отпустил "губернской коллегии по делам искусства 60 тысяч руб. в счёт сметы на приобретение картин преимущественно местных художников с выставок и мастерских в пределах губернии для витебского музея".<ref name="muz">Картины местных художников // Витебский листок. 1919. № 1147. 5 марта. С. 4.</ref> <br />
  
По запросу А. Ромма (в то время губернского уполномоченного по делам искусств) в августе 1919 года из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса "для Витебского губернского музея" было получено 29 картин двенадцати "современных русских мастеров"<ref name="sp">Кончаловского, Лентулова, Фалька, Розановой (15 работ), Ле-Дантю, Кузнецова, Рождественского, Экстер, Шевченко, Малевича, Федорова и Герасимова</ref>. Картины привез из Москвы [[Бразер, Абрам Маркович|Абрам Бразер]]. <br />
+
По запросу А. Ромма (в то время губернского уполномоченного по делам искусств) в августе 1919 года из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса "для Витебского губернского музея" было получено 29 картин двенадцати "современных русских мастеров"<ref name="sp">Кончаловского, Лентулова, Фалька, Розановой (15 работ), Ле-Дантю, Кузнецова, Рождественского, Экстер, Шевченко, Малевича, Фёдорова и Герасимова</ref>. Картины привёз из Москвы [[Бразер, Абрам Маркович|А. С. Бразер]]. <br />
Новыми работами музей пополнился после окончания ''I Государственной выставки картин местных и московских художников'', которая прошла в городе в ноябре-декабре 1919 года. <br />В мае 1920 года Витебску из Государственного художественного фонда были еще переданы 26 картин русских художников, отобранных и привезенных из Москвы в Витебск лично Шагалом.<ref name="ch">Художественная хроника // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1920. № 112. 23 мая. С. 4. </ref> <br />
+
Новыми работами музей пополнился после окончания ''I Государственной выставки картин местных и московских художников'', которая прошла в городе в ноябре—декабре 1919 года. <br />В мае 1920 года Витебску из Государственного художественного фонда были ещё переданы 26 картин русских художников, отобранных и привезенных из Москвы в Витебск лично Шагалом.<ref name="ch">Художественная хроника // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1920. № 112. 23 мая. С. 4. </ref> <br />
 
Кроме того, на протяжении всего времени в городе действовала закупочная комиссия Витебского губернского отдела народного образования, приобретавшая работы местных художников. <br />
 
Кроме того, на протяжении всего времени в городе действовала закупочная комиссия Витебского губернского отдела народного образования, приобретавшая работы местных художников. <br />
  
К началу лета 1920 года для Музея современного искусства в Витебске была собрана впечатляющая по количеству работ и подбору авторов коллекция, владельцем которой считался подотдел ИЗО губернского отдела народного образования. В ней находились работы '''Н. Альтмана, А. Бразер, Д. Бурлюка, С.  Герасимова, Н. Гончаровой, ­А. Иванова, В. Кандинского, И. Клюна, П. Кончаловского, К. Коровина, Н. Крымова, П. Кузнецова, А. Куприна, М. Ларионова, М. Ле Дантю, А.­ Лентулова, К. Малевича, И. Машкова, В. Миллиоти, А. Моргунова, А. Осмеркина, Я. Пайна, В. Пестель, Л. Поповой, [[Пэн, Иегуда Моисеевич|И. Пэна]], А. Родченко, В. Рождественского, О. Розановой, А. Ромма, Н. Синезубова, К. Сомова, В. Степановой, В. Стржеминского, И. Туржанского, Р. Фалька, П. Фатеева, Г. Федорова, М. Шагала, А. Шевченко, Д. Штеренберга, Л. Шульмана, А. Экстер и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]]'''. По сведениям Ромма, к весне 1921 года в музее находилось 120 произведений.<ref name="romm">Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства. С. 6-7. </ref>
+
К началу лета 1920 года для Музея современного искусства в Витебске была собрана впечатляющая по количеству работ и подбору авторов коллекция, владельцем которой считался подотдел ИЗО губернского отдела народного образования. В ней находились работы '''Н. Альтмана, А. Бразер, Д. Бурлюка, С.  Герасимова, Н. Гончаровой, ­А. Иванова, В. Кандинского, И. Клюна, П. Кончаловского, К. Коровина, Н. Крымова, П. Кузнецова, А. Куприна, М. Ларионова, М. Ле Дантю, А.­ Лентулова, К. Малевича, И. Машкова, В. Миллиоти, А. Моргунова, А. Осмеркина, Я. Пайна, В. Пестель, Л. Поповой, [[Пэн, Иегуда Моисеевич|И. Пэна]], А. Родченко, В. Рождественского, О. Розановой, А. Ромма, Н. Синезубова, К. Сомова, В. Степановой, В. Стржеминского, И. Туржанского, Р. Фалька, П. Фатеева, Г. Фёдорова, М. Шагала, А. Шевченко, Д. Штеренберга, Л. Шульмана, А. Экстер и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]]'''. По сведениям Ромма, к весне 1921 года в музее находилось 120 произведений.<ref name="romm">Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства. С. 6-7. </ref>
  
В августе 1921 года хранителем витебского музея современного искусства был назначен [[Фальк, Роберт Рафаилович|Р. Р. Фальк]], приглашенный в Витебск через год после отъезда Шагала художественным советом института.
+
В августе 1921 года хранителем витебского музея современного искусства был назначен [[Фальк, Роберт Рафаилович|Р. Р. Фальк]], приглашённый в Витебск через год после отъезда Шагала художественным советом института.
  
Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».<ref name="School">газета [[Витебский Листок|«Витебский листок»]] от 8 июля 1919 г.</ref> О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий. <br />
+
Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».<ref name="School">Газета [[Витебский Листок|«Витебский листок»]] от 8 июля 1919 г.</ref> О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий. <br />
 
Музейная коллекция экспонировалась в зале, где проходили собрания и заседания преподавателей. Многие из работ можно увидеть на сохранившихся групповых фотографиях учеников и преподавателей училища. <br />
 
Музейная коллекция экспонировалась в зале, где проходили собрания и заседания преподавателей. Многие из работ можно увидеть на сохранившихся групповых фотографиях учеников и преподавателей училища. <br />
 
Фактически музей был открыт для публичного обозрения только в июле и августе 1920 г.  
 
Фактически музей был открыт для публичного обозрения только в июле и августе 1920 г.  
Строка 20: Строка 20:
 
На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях. <br />
 
На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях. <br />
 
Под предлогом спасения коллекции в течение июля — октября 1922 года из Витебска в Петроград было вывезено 23 работы.  <br />
 
Под предлогом спасения коллекции в течение июля — октября 1922 года из Витебска в Петроград было вывезено 23 работы.  <br />
Согласно «Списка картин Витебского Художественно-практического института», составленного [[Гаврис, Иван Трофимович|Иваном Гаврисом]] 1 апреля 1923 г., в Витебске оставалось 35 картин. <br /> На протяжении 1922-24 гг. [[Малевич, Казимир Северинович|К.Малевич]] предпринимает попытки добиться передачи оставшихся картин в Петроградский музей художественной культуры (МХК). Вопрос о судьбе картин вновь поднимается осенью 1925 г., когда в правление Витебского Общества краеведения и Окроно поступили сведения о том, что картины «левых художников» режутся на холсты для работ учащихся Художественного техникума. <br /> 26 сентября 1925 года, уцелевшие 32 работы были переданы в Витебский краеведческий музей.
+
Согласно «Списка картин Витебского Художественно-практического института», составленного [[Гаврис, Иван Трофимович|Иваном Гаврисом]] 1 апреля 1923 г., в Витебске оставалось 35 картин. <br /> На протяжении 1922—1924 гг. [[Малевич, Казимир Северинович|К. Малевич]] предпринимает попытки добиться передачи оставшихся картин в Петроградский музей художественной культуры (МХК). Вопрос о судьбе картин вновь поднимается осенью 1925 г., когда в правление Витебского Общества краеведения и Окроно поступили сведения о том, что картины «левых художников» режутся на холсты для работ учащихся Художественного техникума. <br /> 26 сентября 1925 года, уцелевшие 32 работы были переданы в Витебский краеведческий музей.
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==

Версия 12:56, 15 марта 2014

Витебский музей современного искусства — первый публичный художественный музей в Витебске. Действовал в 1919—1925 годах. Размещался в здании Народного художественного училища, ул. Бухаринская, д. 10 (ныне улица Правды, 5).

Создан в 1919 году по инициативе М. Шагала. Первоначально имел статус отдела современного искусства Губмузея (предшественник современного Краеведческого музея), а затем трансформировался в самостоятельный Музей современного искусства (другое название Музей современной живописи).[1]

В начале марта 1919 года витебские газеты сообщили о том, что Шагал выступил на Коллегии по делам ИЗО в Москве с докладом «Об организации в Витебске губернского художественного музея»[2].
Доклад комиссара по делам искусств был утвержден, а центр отпустил "губернской коллегии по делам искусства 60 тысяч руб. в счёт сметы на приобретение картин преимущественно местных художников с выставок и мастерских в пределах губернии для витебского музея".[3]

По запросу А. Ромма (в то время губернского уполномоченного по делам искусств) в августе 1919 года из Музейного бюро отдела ИЗО Наркомпроса "для Витебского губернского музея" было получено 29 картин двенадцати "современных русских мастеров"[4]. Картины привёз из Москвы А. С. Бразер.
Новыми работами музей пополнился после окончания I Государственной выставки картин местных и московских художников, которая прошла в городе в ноябре—декабре 1919 года.
В мае 1920 года Витебску из Государственного художественного фонда были ещё переданы 26 картин русских художников, отобранных и привезенных из Москвы в Витебск лично Шагалом.[5]
Кроме того, на протяжении всего времени в городе действовала закупочная комиссия Витебского губернского отдела народного образования, приобретавшая работы местных художников.

К началу лета 1920 года для Музея современного искусства в Витебске была собрана впечатляющая по количеству работ и подбору авторов коллекция, владельцем которой считался подотдел ИЗО губернского отдела народного образования. В ней находились работы Н. Альтмана, А. Бразер, Д. Бурлюка, С.  Герасимова, Н. Гончаровой, ­А. Иванова, В. Кандинского, И. Клюна, П. Кончаловского, К. Коровина, Н. Крымова, П. Кузнецова, А. Куприна, М. Ларионова, М. Ле Дантю, А.­ Лентулова, К. Малевича, И. Машкова, В. Миллиоти, А. Моргунова, А. Осмеркина, Я. Пайна, В. Пестель, Л. Поповой, И. Пэна, А. Родченко, В. Рождественского, О. Розановой, А. Ромма, Н. Синезубова, К. Сомова, В. Степановой, В. Стржеминского, И. Туржанского, Р. Фалька, П. Фатеева, Г. Фёдорова, М. Шагала, А. Шевченко, Д. Штеренберга, Л. Шульмана, А. Экстер и С. Юдовина. По сведениям Ромма, к весне 1921 года в музее находилось 120 произведений.[6]

В августе 1921 года хранителем витебского музея современного искусства был назначен Р. Р. Фальк, приглашённый в Витебск через год после отъезда Шагала художественным советом института.

Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».[7] О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий.
Музейная коллекция экспонировалась в зале, где проходили собрания и заседания преподавателей. Многие из работ можно увидеть на сохранившихся групповых фотографиях учеников и преподавателей училища.
Фактически музей был открыт для публичного обозрения только в июле и августе 1920 г.

В письме от 28 мая 1922 года в Петроградский Музей художественной культуры (МХК) Вера Ермолаева (в то время, ректор Витебского художественно-практического института) сообщает уже о 60 работах.
На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях.
Под предлогом спасения коллекции в течение июля — октября 1922 года из Витебска в Петроград было вывезено 23 работы.
Согласно «Списка картин Витебского Художественно-практического института», составленного Иваном Гаврисом 1 апреля 1923 г., в Витебске оставалось 35 картин.
На протяжении 1922—1924 гг. К. Малевич предпринимает попытки добиться передачи оставшихся картин в Петроградский музей художественной культуры (МХК). Вопрос о судьбе картин вновь поднимается осенью 1925 г., когда в правление Витебского Общества краеведения и Окроно поступили сведения о том, что картины «левых художников» режутся на холсты для работ учащихся Художественного техникума.
26 сентября 1925 года, уцелевшие 32 работы были переданы в Витебский краеведческий музей.

Примечания

  1. О том, что это коллекция именно современного искусства подчеркивал и А. Ромм, назначенный приказом от 15 января 1920 г. председателем комиссии по охране памятников старины и искусства Витебского губоно.
  2. Художественная жизнь // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1919. № 57. 12 марта. С. 4.
  3. Картины местных художников // Витебский листок. 1919. № 1147. 5 марта. С. 4.
  4. Кончаловского, Лентулова, Фалька, Розановой (15 работ), Ле-Дантю, Кузнецова, Рождественского, Экстер, Шевченко, Малевича, Фёдорова и Герасимова
  5. Художественная хроника // Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов. 1920. № 112. 23 мая. С. 4.
  6. Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства. С. 6-7.
  7. Газета «Витебский листок» от 8 июля 1919 г.

Источники

  • Витебск: Классика и Авангард. История Витебского художественного училища в документах ГАВО (1918—1923) — Витебск, 2004. 336 с.
  • Михневич Л. В. К вопросу об истории витебского Музея современного (левого) искусства // Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации: Сб. стат. СПб.: Palace Editions, 2001. С. 37-44
  • Михневич Л. В. История витебского Музея современного (левого) искусства // Мастацкі музей у кантэксце нацыянальнай культуры на мяжы тысячагоддзяў. Стан. Праблемы. Развіццё: Матэрыялы навуковай канферэнцыі. Мн.: ТАА «Белпрынт», 2004. — С.52—66
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 158—161.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007.

Ссылки