Витебский музей современного искусства — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Музей создан в 1919 году в здании [[Витебское Народное художественное училище|Народного худ...»)
 
Строка 1: Строка 1:
Музей создан в 1919 году в здании [[Витебское Народное художественное училище|Народного художественного училища]], ул. Бухаринская, д.№10  (ныне [[улица Правды]], 5). По инициативе [[Шагал, Марк Захарович|М.Шагала]].<ref name="">Заявление в Музейную комиссию Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе от 15 октября 1919 г.</ref>
+
Музей создан в 1919 году в здании [[Витебское Народное художественное училище|Народного художественного училища]], ул. Бухаринская, д.№10  (ныне [[улица Правды]], 5). По инициативе [[Шагал, Марк Захарович|М.Шагала]].<ref name="Narkom">Заявление в Музейную комиссию Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе от 15 октября 1919 г.</ref>
  
 
Первоначально имел статус отдела современного искусства губмузея (предшественник современного [[Витебский областной краеведческий музей|краеведческого музея]]), а затем трансформировалось в самостоятельный Музей современного искусства (назывался также Музеем современной живописи).
 
Первоначально имел статус отдела современного искусства губмузея (предшественник современного [[Витебский областной краеведческий музей|краеведческого музея]]), а затем трансформировалось в самостоятельный Музей современного искусства (назывался также Музеем современной живописи).
Строка 7: Строка 7:
 
Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».<ref name="">газета [[Витебский Листок|«Витебский листок»]] от 8 июля 1919 г.</ref> О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий. Вероятно, сохранности этой коллекции уделялось гораздо меньше внимания, а заинтересованных лиц главным образом волновала судьба работ именитых художников.
 
Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».<ref name="">газета [[Витебский Листок|«Витебский листок»]] от 8 июля 1919 г.</ref> О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий. Вероятно, сохранности этой коллекции уделялось гораздо меньше внимания, а заинтересованных лиц главным образом волновала судьба работ именитых художников.
  
Количество картин оценивали по разному. В письме от 28 мая 1922 года [[Ермолаева, Вера Михайловна|Веры Ермолаевой]] в Петроградский Музей художественной культуры (МХК) сообщает о 60 работах. На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях. Весной 1921 г. А. Ромм в издававшемся в Витебске журнале [[Искусство (журнал)|«Искусство»]] писал: «В настоящее время в музее имеется 120 произведений. В музее представлены все основные течения современной живописи от академического реализма и импрессионизма до супрематизма. Почти все современные мастера представлены в музее и притом вещами достаточно серьёзными и характерными для их творчества».<ref name="">Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства // Искусство. — 1921. — № 2, № 3.</ref>
+
Количество картин оценивали по разному. В письме от 28 мая 1922 года [[Ермолаева, Вера Михайловна|Веры Ермолаевой]] в Петроградский Музей художественной культуры (МХК) сообщает о 60 работах. На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях. Весной 1921 г. А. Ромм в издававшемся в Витебске журнале [[Искусство (журнал)|«Искусство»]] писал: «В настоящее время в музее имеется 120 произведений. В музее представлены все основные течения современной живописи от академического реализма и импрессионизма до супрематизма. Почти все современные мастера представлены в музее и притом вещами достаточно серьёзными и характерными для их творчества».<ref name="Romm">Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства // Искусство. — 1921. — № 2, № 3.</ref>
  
 
Действительно, учитывая сведения о реально поступивших работах из Государственного художественного фонда и приобретенных закупочной комиссией витебского губотдела просвещения, можно получить цифру близкую к 120.  В общей сложности, более или менее полной информацией мы располагаем о около 90 работах, среди которых 4, возможно, относились к коллекции «школьного музея».
 
Действительно, учитывая сведения о реально поступивших работах из Государственного художественного фонда и приобретенных закупочной комиссией витебского губотдела просвещения, можно получить цифру близкую к 120.  В общей сложности, более или менее полной информацией мы располагаем о около 90 работах, среди которых 4, возможно, относились к коллекции «школьного музея».

Версия 11:41, 25 июля 2012

Музей создан в 1919 году в здании Народного художественного училища, ул. Бухаринская, д.№10 (ныне улица Правды, 5). По инициативе М.Шагала.[1]

Первоначально имел статус отдела современного искусства губмузея (предшественник современного краеведческого музея), а затем трансформировалось в самостоятельный Музей современного искусства (назывался также Музеем современной живописи).

О том, что это коллекция именно современного искусства подчеркивал и А.Ромм, назначенный приказом от 15 января 1920 г. председателем комиссии по охране памятников старины и искусства Витебского губоно.

Кроме этого при Витебском народном художественном училище формируется и свой, «школьный музей», в который «по преимуществу переходят из года в год все образцовые работы учащихся».[2] О составе этой коллекции сложно сказать что-либо определенное кроме перечня авторов, чьи работы были отобраны для музея, и в котором насчитывается 50 фамилий. Вероятно, сохранности этой коллекции уделялось гораздо меньше внимания, а заинтересованных лиц главным образом волновала судьба работ именитых художников.

Количество картин оценивали по разному. В письме от 28 мая 1922 года Веры Ермолаевой в Петроградский Музей художественной культуры (МХК) сообщает о 60 работах. На собрании Постоянной комиссии МХК, состоявшемся 4 сентября 1922 года, говорится о 49 произведениях. Весной 1921 г. А. Ромм в издававшемся в Витебске журнале «Искусство» писал: «В настоящее время в музее имеется 120 произведений. В музее представлены все основные течения современной живописи от академического реализма и импрессионизма до супрематизма. Почти все современные мастера представлены в музее и притом вещами достаточно серьёзными и характерными для их творчества».[3]

Действительно, учитывая сведения о реально поступивших работах из Государственного художественного фонда и приобретенных закупочной комиссией витебского губотдела просвещения, можно получить цифру близкую к 120. В общей сложности, более или менее полной информацией мы располагаем о около 90 работах, среди которых 4, возможно, относились к коллекции «школьного музея».


Первоначально музейная коллекция экспонировалась в зале, где проходили собрания и заседания преподавателей; здесь же находились работы, отобранные для школьного музея. Позже музей занимал три комнаты. Многие из работ можно увидеть на сохранившихся групповых фотографиях учеников и преподавателей училища.

Фактически музей был открыт для публичного обозрения только в июле и августе 1920 г.

Под предлогом спасения коллекции в течение июля — октября 1922 года из Витебска в Петроград было вывезено 23 работы. И согласно «Списка картин Витебского Художественно-практического института», составленного Иваном Гаврисом 1 апреля 1923 г., в Витебске оставалось 35 картин.

На протяжении 1922-24 гг. К.Малевич предпринимает попытки добиться передачи оставшихся картин в Петроградский музей художественной культуры (МХК).

Вопрос о судьбе картин вновь поднимается осенью 1925 г., когда в правление Витебского общества краеведения и окроно поступили сведения о том, что картины «левых художников» режутся на холсты для работ учащихся Художественного техникума. 26 сентября 1925 года, уцелевшие 32 работы были переданы в Витебский краеведческий музей.


Примечания

  1. Заявление в Музейную комиссию Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе от 15 октября 1919 г.
  2. газета «Витебский листок» от 8 июля 1919 г.
  3. Ромм А. О музейном строительстве и витебском музее современного искусства // Искусство. — 1921. — № 2, № 3.

Источники

  • Витебск: Классика и Авангард. История Витебского художественного училища в документах ГАВО (1918—1923). — Витебск, 2004. 336 с.
  • Михневич Л. В. К вопросу об истории витебского Музея современного (левого) искусства // Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации: Сб. стат. СПб.: Palace Editions, 2001. С. 37-44
  • Михневич Л. В. История витебского Музея современного (левого) искусства // Мастацкі музей у кантэксце нацыянальнай культуры на мяжы тысячагоддзяў. Стан. Праблемы. Развіццё: Матэрыялы навуковай канферэнцыі. Мн.: ТАА «Белпрынт», 2004. С.52-66
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 158—161.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007.