Витебский еврейский педагогический техникум

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 14:21, 29 апреля 2023; Резонёр (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Lyalka.jpg

Еврейский педагогический техникум им. Эстер Фрумкиной[1] — учебное заведение существовавшее в 1921—1941 годах. Техникум располагался в здании талмуд-торы[2] (Пушкинская набережная, 4).

История

В 1919 году были организованы курсы переподготовки еврейских учителей, в 1920 году годичные педагогические курсы и в 1921 году — Еврейский педтехникум, первый на территории будущего СССР.
Образован в июле, открылся 5 сентября. Относился к Наркомату просвещения РСФСР (с марта 1924 г. к Наркомату просвещения БССР).
Готовил учителей для еврейских школ и дошкольных учреждений, количество которых в то время увеличивалось.

К 1921 году в Витебске и в Витебской губернии были созданы 41 еврейская школа I ступени и 2 – второй ступени. Правда, в условиях сокращения финансирования сферы просвещения в условиях перехода к НЭПУ, число всех школ, в том числе и еврейских, на время резко сократилось[3].

Преподавательский состав

Kalecki.jpg

Первым заведующим стал Лев Исаакович Фельдман. В 1923/1924 учебном году техникум возглавляли Поташ Моисей Абрамович, затем – Самуил Израилевич Рубин, а с сентября 1924 года по июль 1931 года – Лев Самуилович Калецкий[4].
В 1921 году штат преподавателей, помимо Фельдмана, включал заместителя по учебной работе Л.С. Калецкого и еще десять лекторов. Практически все они окончили гимназии, высшие учебные заведения, работали в еврейских учебных заведениях. В том числе четыре выпускницы Высших женских курсов (Бестужевских, курсов Герье). Три преподавателя являлись членами РКП(б). Среди слушателей первого набора было 30 коммунистов, 7 членов партии Поалей Цион, 1 член Бунда. Сразу была создана ячейка РКП(б). Однако все 1920-е гг. преобладающая часть преподавателей техникума являлась беспартийной. С первых дней в техникуме работали А.Я. Розенцвейг[5] и С. Юдовин.

Большинство преподавателей были евреями, но работали здесь также белорусы и русские: (художники И. Т. Гаврис, Е. С. Минин, профессор консерватории А. Постников, садовод и ботаник В. Адамов.
Курс анатомии читали доктора, практиковавшие в Витебске (Б. Вовси, Б. М. Шапиро). Как правило, они же выполняли функции врача при техникуме. Пополнялся штат преподавателей и за счет выпускников.

Состав учащихся

В 1921 году в зависимости от уровня подготовки в техникум приняли слушателей на три курса: подготовительный, 1-й и 2-й. Было подано 130 заявлений, однако зачислили только 86 человек. Возраст слушателей варьировал от 18 до 30 лет, многие до поступления работали в системе образования.

Некоторое время в техникуме было два отделения: школьное и дошкольное. Количество учащихся колебалось от 40—80 в 1922—1925 годах, до 160—230 в 1928—1934 годах.
Срок обучения составлял 4—5 лет. Четыре основных курса и один подготовительный
В начале 1924/1925 учебного года в техникуме уже работали все 4 курса и 162 учащихся: 60 мужчин и 102 женщины. 21 учащийся был членом КП(б)Б, 31 – комсомольцы. 122 студента были выходцами из округов БССР, 18 – из РСФСР, 13 – из УССР, 11 – из других мест. Из 162 слушателей 68 были детьми рабочих и крестьян, 6 – крестьянами, 45 – рабочими, а остальные 43 – служащими. Среди учащихся преобладали горожане и выходцы из местечек. Постепенно ужесточались и возрастные требования. Контингент молодел, становилось меньше членов партии, но все больше комсомольцев. Многие поступали в техникум по направлениям отделов народного образования, еврейских секций губернских и уездных комитетов РКП(б), РКСМ, профсоюзов. На 1927 год была следующая очередность зачисления в вузы и техникумы по социальному положению: в первую очередь должны были зачисляться дети из детдомов и подростки, направленные биржей труда. Во вторую очередь – дети рабочих и батраков (к этой категории также относились дети учителей и научных работников, специалистов, работающих в госорганах), затем – дети беднейших крестьян и «заняпалых саматужнікаў» и в последнюю очередь – все остальные.

Торжественный первый выпуск (14 человек, которые поступили сразу на второй курс) состоялся в 1924 году. В 1925 году было выпущен 31 человек, один из них Юдовин Моисей Ицкович остался в техникуме преподавать еврейский язык и литературу. Третий выпуск — 41 человек.

С 1928–1929 гг. ужесточились требования к социальному происхождению абитуриентов. Постановлением НКП СССР устанавливались (хотя не подлежали оглашению) две обязательные курии для поступавших: курия рабочих (30% мест) и курия крестьян (55% мест), ответственность за выполнение куриальных норм возлагалась на руководителя учебного заведения. Незанятые места этих курий запрещалось передавать выходцам из других социальных групп. В 1929 г. увеличилось количество студентов, исключенных за сокрытие ими своего социального положения, причем наиболее радикально действовал студенческий профком, а преподаватели чаще выступали в роли защитников учащихся.

Общежития

Среди учащихся процентов десять было из Витебска. Примерно треть юношей и две трети девушек.
В 1921 году техникуму принадлежал «интернат на 55 мест». Вероятно, он располагался в нескольких помещениях закрытой в том же году Узгорской синагоги на улице Володарского, д. 15, где был открыт Еврейский коммунистический университет. В частности, заведующий губонов в сентябре 1923 года предлагал руководству техникума «немедленно освободить два помещения на 1 и 2-м этажах с южной стороны большого белого корпуса бывшей синагоги, занимаемого общежитием евпедтехникума». Ученикам надо было уплотниться (временно), переселившись в «помещение, расположенное на 2-м этаже (над столовой евобщесткома) флигеля во дворе, занятое их же товарищами».
Чуть позже техникуму были выделены помещения под два общежития: одно – на Мало-Могилевской улице, д. 11/13 (на 60 человек), второе размещалось на Задуновской улице, д. 46 (на 68 человек).
Для обустройства общежития на улице Задуновской в 1923–1924 годах был сделан капитальный ремонт, задолженность за который техникум погашал строителям и в 1926 году.

Помещения техникума

В 1921 году техникуму принадлежал только первый этаж здания Талмуд-Торы: 3 учебные аудитории, зал для игр и пения, комнаты для лаборатории и библиотеки, канцелярия. Первоначально в здании также размещались несколько еврейских школ и вечерние еврейские курсы для взрослых. В них учительствовали многие будущие преподаватели техникума. Работавшая здесь 10-я еврейская трудовая школа 2-й ступени была преобразована в 1-ю еврейскую семилетку.
В начале 1922 г. губоно издал приказ, в соответствии с которым здание надо было «впредь именовать “Домом просвещения имени Менделе Мохер Сфорим[6]”». Вероятно, это была попытка создать еще один центр национальной культуры.
В 1924/1925 учебном году всё в тех же трех аудиториях учились уже четыре курса. Появилось оборудование для кабинетов и лабораторий, было издано значительное количество учебных пособий. В здании также работала 1-я еврейская семилетняя школа, которая в 1925 году получила статус опытно-экспериментальной школы при техникуме. А на втором этаже здания по-прежнему размещалась 2-я еврейская школа. Только осенью 1925 года техникуму отдали и второй этаж. В том же году в новых помещения сделали ремонт и провели электричество.
В полуподвальном помещении располагались кухня со столовой и жильё технического персонала. При техникуме была своя прачечная, три швейные машины марки «Зингер». Библиотека уже насчитывала 6000 томов, были заказаны 6 микроскопов из Вены, появилось пианино фирмы «Шредер».

Материальное обеспечение

В первый год не хватало финансирования, мебели, учебников и методического материала. Для столовой техникума город выделил 70 кв. сажень для огорода. Участок располагался внутри квартала: между зданием Дворца Труда и техникумом. Для заготовки дров учащиеся выезжали на две недели в Подберезье.
В 1922 году на витебское отделение американской благотворительной организации «АРА» неоднократно переводились деньги для приобретения продуктов для слушателей техникума. В 1922–1925 гг. для техникума присылались средства московским отделением американской благотворительной организации «Джойнта».
В 1922 году Витебский еврейский общественный комитет выделил для нужд техникума 10 млн рублей.

Стипендию получали примерно три четверти учащихся. Стипендия, как правило, на руки не выдавалась. На эти деньги организовывались трехразовое питание в столовой, стирка белья, посещение бани, покупалось мыло, оплачивались услуги врача.
С конца 1924 года стипендии можно было делить пополам. С декабря 1924 г. 59 стипендий разделили между 76 учащимися на 42 полные (по 10 руб.) и 34 полстипендии (по 5 руб.). Чтобы не потерять учащихся, теникум просил руководство местного профсоюза работников просвещения, профсоюза кустарей, совпартшколу, окроно выделить для учащихся по 1–2 стипендии в 8–10 рублей и спасти положение Также некоторое количество учащихся обратилось на биржу труда в поисках работы в вечернее время. Руководство пыталось устраивать самых проблемных учащихся в дом отдыха общества «Друзья детей».

Образовательный процесс

В соответствии с учебным планом 1924 г. на подготовительном курсе изучались математика, природоведение, география, история, обществоведение, русский и еврейский (идиш) языки, а также физвоспитание, рисование и пение. На первом основном добавлялись русская и еврейская литературы и «трудовые процессы», на втором – физика с практическими работами, анатомия и физиология человека, на третьем – химия.
Учебные планы менялись по мере усиления политизации образования, в связи с общими реформами системы образования, а также из-за административно-территориальных изменений. С вхождением Витебской губернии в состав БССР и реализацией политики белорусизации в учебные планы техникума включается изучение белорусского языка и литературы, в ведении документации начинает использоваться белорусский язык. Русская литература стала изучаться в одном блоке с западноевропейской, а русский язык исчез из программы на несколько лет и был восстановлен в 1928 г. Проблемы с успеваемостью по белорусскому языку волновали руководство потому, что в техникуме учились слушатели из РСФСР, УССР, Литвы, Польши.

До 1936 года идиш являлся одним из государственных языков БССР. Расширялась сфера его употребления в государственной, партийной, судебной деятельности. Увеличился набор в техникум.

С переходом с 1925 г. на Дальтон-план[7] оборудовали физико-химический и биологический кабинеты, кабинет сельского хозяйства. Чрезвычайно распространены были экскурсии. Появилась педология. Помимо педагогического практикума появился еще сельскохозяйственный, а затем и индустриальный на заводах и фабриках Витебска.
Поскольку в курсе литературы вместе изучались русская и западноевропейская литература, возникали споры о перегруженности программы, об исключении или сохранении западноевропейской литературы в ней, введении курса русского языка, т.к. 40% студентов владели им слабо.

С момента создания техникумастуденческая академическая комиссия активно участвовала в организации учебного процесса. Четыре старосты курсов и председатель, выделенный профкомом входили в состав Совета техникума, а также тесно работала с методической комиссией техникума. В Совете студенты имели 8 голосов, т.к. в него еще входили председатель профкома и представители партийной и комсомольской ячеек студентов. В методической комиссии 5 студенческих голосов даже перевешивали 4 преподавательских.

Выпускники в обязательном порядке должны были отработать два года по распределению в учреждениях, подчиненных НКП БССР. Судя по всему не все ехали по распределению. Иначе НКП БССР не требовал бы не выдавать на руки выпускникам аттестаты и их копии. Особенно обострилась ситуация в начале 1930-х гг.

В апреле 1937 года техникум был переименован в Витебское государственное еврейское педагогическое училище Наркомата просвещения БССР.

Училище было закрыто в июле 1941 г. в связи с немецко-фашистской оккупацией.

Галерея

Примечания

  1. Мария Яковлевна Фрумкина (урождённая Малка Янкелевна Лившиц, в первом браке Фрумкина, во втором — Вихман, партийный и литературный псевдоним «Эстер») (1880, Минск — 9 июня 1943, Карлаг) — один из лидеров левого крыла Бунда. В 1920 году нарком просвещения БССР.
  2. К. Карпекин «Чтобы все могли учиться.» Мишпоха
  3. Г. Н. Яковлева Традиционные бытовые практики евреев Витебщины
  4. Л.С. Калецкий (1884—1953) родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье, «от 5 до 12 лет учился в хедере». После переезда семьи в Лодзь стал членом Бунда, арестовывался в 1904 г., экстерном окончил гимназию, учился в Новороссийском и Иенском (Германия) университетах, сдал экзамен на звание учителя, учительствовал, всю войну был в армии, с 1919 года работал в разных учебных заведениях Витебска
  5. Преподаватель еврейского языка и литературы, выходец из местечка Заблудово Гродненской губернии, сын раввина. В анкетах он отмечал, что с 1912 по 1917 г. был учителем в «витебской еврейской реформированной Талмуд-Торе», состоял членом ОЕСРП (Объединенной еврейской социалистической партии). С декабря 1921 по середину 1924 г. состоял кандидатом в члены РКП(б), однако в партию принят не был. Его личные обращения в Минск и Москву с апелляциями в ЦКК КП(б)Б и ЦКК РКП(б) успехом не увенчались. Проверочной комиссией он был характеризован как «мещанский элемент», как «идеологически чуждый элемент, не переварившийся за время пребывания в партии». Он стажировался в МГУ. Стал известным литературоведом и публицистом, автором книг о ведущих еврейских писателях
  6. «Менделе-Книгоноша», Шолем-Янкев (Яков) Абрамович; 21 декабря 1835 (2 января 1836), местечко Копыль, Слуцкий уезд, Минская губерния — 25 ноября (8 декабря) 1917, Одесса) — еврейский писатель, считается основоположником современной светской литературы на языке идиш. Был учителем в Еврейском казённом училище.
  7. Метод обучения, разработанный американкой Хелен Паркхёрст, основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

Источники