Быков, Василь Владимирович — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 6: Строка 6:
 
Летом 1939 года сдал экзамены и был принят в [[Витебское Народное художественное училище|Витебское художественное училище]]
 
Летом 1939 года сдал экзамены и был принят в [[Витебское Народное художественное училище|Витебское художественное училище]]
  
''"...живопись и рисунок, которые преподавал старый художник [[Лейтман, Лев Маркович|Лейтман]] (впрочем, это тогда он казался мне старым). Остальные предметы были те же, что и в обычной школе. Жил я поначалу в общежитии на Могилевской площади... Потом (почему — тоже не помню) меня и еще троих студентов поселили в частном доме на [[Площадь Ленина|площади Смоленская ярмарка]]"
+
{{начало цитаты|источник=}}...живопись и рисунок, которые преподавал старый художник [[Лейтман, Лев Маркович|Лейтман]] (впрочем, это тогда он казался мне старым). Остальные предметы были те же, что и в обычной школе. Жил я поначалу в общежитии на [[Могилевский рынок|Могилевской площади]]... Потом (почему — тоже не помню) меня и еще троих студентов поселили в частном доме на [[Площадь Ленина|площади Смоленская ярмарка]] <br />
 
Некоторое время спустя в училище было создано скульптурное отделение<ref name="s">Скульптура, в общем, давалась мне легко, но нравилась меньше, чем живопись. Лепке мы учились на копировании фрагментов античных скульптур, микельанджеловского Давида, что входило в уроки постижения анатомии человеческого тела — мы лепили носы, уши, торсы. Это было нетрудно. Более сложно было с композициями — однофигурными и двухфигурными. Моей курсовой работой была фигура пограничника в шинели, с винтовкой и биноклем, прижатым к глазам. Преподавательница похвалила.
 
Некоторое время спустя в училище было создано скульптурное отделение<ref name="s">Скульптура, в общем, давалась мне легко, но нравилась меньше, чем живопись. Лепке мы учились на копировании фрагментов античных скульптур, микельанджеловского Давида, что входило в уроки постижения анатомии человеческого тела — мы лепили носы, уши, торсы. Это было нетрудно. Более сложно было с композициями — однофигурными и двухфигурными. Моей курсовой работой была фигура пограничника в шинели, с винтовкой и биноклем, прижатым к глазам. Преподавательница похвалила.
  
Строка 13: Строка 13:
 
Город по-прежнему восхищал, манил, удивлял громадными зданиями и витринами. Иногда я заходил в [[Костёл святого Антония|собор]], в котором уже не было икон и прочего церковного убранства. Под куполом качался знаменитый маятник Фуко — как доказательство, что Бога нет и Земля вертится</ref>, и я вместе с несколькими ребятами перешел туда. Скульптурные классы находились не в здании училища, а в другом, которое стояло в переулке неподалеку от бывшей ратуши и художественного музея. Преподавателем нашим была скульптор Анна Ивановна Беляева
 
Город по-прежнему восхищал, манил, удивлял громадными зданиями и витринами. Иногда я заходил в [[Костёл святого Антония|собор]], в котором уже не было икон и прочего церковного убранства. Под куполом качался знаменитый маятник Фуко — как доказательство, что Бога нет и Земля вертится</ref>, и я вместе с несколькими ребятами перешел туда. Скульптурные классы находились не в здании училища, а в другом, которое стояло в переулке неподалеку от бывшей ратуши и художественного музея. Преподавателем нашим была скульптор Анна Ивановна Беляева
  
Осенью 1940 года объявили «радостную» новость: постановлением правительства стипендии отменяются, за все подручные материалы и учебники надо платить.''
+
Осенью 1940 года объявили «радостную» новость: постановлением правительства стипендии отменяются, за все подручные материалы и учебники надо платить.{{конец цитаты}}
  
 
Быкову пришлось вернуться к родителям, но вскоре снова поехал в Витебск, учиться в Школе фабрично-заводского обучения (ФЗО), где готовили строителей: каменщиков, бетонщиков, арматурщиков. Учились прямо на стройке, в частности строили дом по [[Улица Гагарина|Суражскому шоссе]]. В начале июня 1941 года выпускников отправили на работу в г. Шостка.
 
Быкову пришлось вернуться к родителям, но вскоре снова поехал в Витебск, учиться в Школе фабрично-заводского обучения (ФЗО), где готовили строителей: каменщиков, бетонщиков, арматурщиков. Учились прямо на стройке, в частности строили дом по [[Улица Гагарина|Суражскому шоссе]]. В начале июня 1941 года выпускников отправили на работу в г. Шостка.
  
 
== Галерея ==
 
== Галерея ==
<gallery>Файл:Suvorova3.JPG|Здание бывшего художественного училища  
+
<gallery>
 +
Файл:Bykov shkola.jpg| Василь - ученик Кубличской средней школы
 +
Файл:Suvorova3.JPG|Здание бывшего художественного училища  
 +
Файл:I Shagalovskie dni 16-18 yanvarya 1991 Vitebsk.jpg|I «Шагаловские дни» 16 января 1991 Витебск Выступает В. Быков, стоят Р. Бородулин, [[Руководство Витебской области|первый секретарь обкома]] [[Григорьев, Владимир Викторович|В. Григорьев]], Д. Симанович.
 +
Файл:I Shagalovskie dni 16-18 yanvarya 1991 Vitebsk R.Borodulin, V.Byikov.jpg|I «Шагаловские дни» 16-18 января 1991 Витебск Р. Бородулин, В. Быков
 +
Файл:I Shagalovskie dni 16-18 yanvarya 1991 Vitebsk Byikov.jpg|I «Шагаловские дни» 16-18 января 1991 Витебск Выступает В. Быков
 +
Файл:I Shagalovskie dni 16-18 yanvarya 1991 Vitebsk D.Simanovich, R.Borodulin, V.Byikov, V.Nikiforovich.jpg|I «Шагаловские дни» 16-18 января 1991 Витебск. Д. Симанович, Р. Бородулин, В. Быков, В. Никифорович
 
Файл:Mem doska bykov.jpg|Мемориальная доска Василю Быкову на здании бывшего художественного училища. Скульпторы [[Гвоздиков, Александр Николаевич|Александр Гвоздиков]] и Валерий Могучий.
 
Файл:Mem doska bykov.jpg|Мемориальная доска Василю Быкову на здании бывшего художественного училища. Скульпторы [[Гвоздиков, Александр Николаевич|Александр Гвоздиков]] и Валерий Могучий.
 +
Файл:Bykov pen.jpg| Открытие памятника витебскому художнику [[Пэн, Иегуда Моисеевич|Юделю Пэну]] на [[Старосемёновское кладбище|Старосемёновском кладбище]]. Слева направо: писатель Василь Быков, поэт Рыгор Бородулин, глава управления культуры Виктор Кибисов, скульптор [[Гвоздиков, Александр Николаевич|Александр Гвоздиков]]. 1992 год
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 30: Строка 37:
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]]
 +
[[Категория:Жившие в Витебске]]
 +
[[Категория:Литераторы]]

Текущая версия на 13:58, 26 января 2021

Василь Быков, осень 1944 год, Румыния

Василь Владимирович Быков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў; 19 июня 1924, дер. Бычки Ушачского района Витебской области — 22 июня 2003, Боровляны, под Минском) — белорусский писатель.

Биография

Летом 1939 года сдал экзамены и был принят в Витебское художественное училище

...живопись и рисунок, которые преподавал старый художник Лейтман (впрочем, это тогда он казался мне старым). Остальные предметы были те же, что и в обычной школе. Жил я поначалу в общежитии на Могилевской площади... Потом (почему — тоже не помню) меня и еще троих студентов поселили в частном доме на площади Смоленская ярмарка
Некоторое время спустя в училище было создано скульптурное отделение[1], и я вместе с несколькими ребятами перешел туда. Скульптурные классы находились не в здании училища, а в другом, которое стояло в переулке неподалеку от бывшей ратуши и художественного музея. Преподавателем нашим была скульптор Анна Ивановна Беляева

Осенью 1940 года объявили «радостную» новость: постановлением правительства стипендии отменяются, за все подручные материалы и учебники надо платить.


Быкову пришлось вернуться к родителям, но вскоре снова поехал в Витебск, учиться в Школе фабрично-заводского обучения (ФЗО), где готовили строителей: каменщиков, бетонщиков, арматурщиков. Учились прямо на стройке, в частности строили дом по Суражскому шоссе. В начале июня 1941 года выпускников отправили на работу в г. Шостка.

Галерея

Примечания

  1. Скульптура, в общем, давалась мне легко, но нравилась меньше, чем живопись. Лепке мы учились на копировании фрагментов античных скульптур, микельанджеловского Давида, что входило в уроки постижения анатомии человеческого тела — мы лепили носы, уши, торсы. Это было нетрудно. Более сложно было с композициями — однофигурными и двухфигурными. Моей курсовой работой была фигура пограничника в шинели, с винтовкой и биноклем, прижатым к глазам. Преподавательница похвалила. Глину для лепки в скульптурные классы откуда-то привозили, а краски для занятий по живописи надо было покупать. Мы пользовались дешевыми акварельными красками, масляные, о которых все мечтали, стоили дорого и купить их могли немногие. Маслом, помню, писал парень из Азербайджана, и мы с завистью смотрели, как щедро, лихо он «кладет мазок». Мы же бережливо размазюкивали свою акварель на небольших плотных листах ватманской бумаги. А когда отменили стипендии, и акварель стала недоступна. Город по-прежнему восхищал, манил, удивлял громадными зданиями и витринами. Иногда я заходил в собор, в котором уже не было икон и прочего церковного убранства. Под куполом качался знаменитый маятник Фуко — как доказательство, что Бога нет и Земля вертится

Источники

Быков В. Долгая дорога домой. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 448 с. Тираж 4000 экз. ISBN 985-13-4015-4